Любопытно, что недавно Правительство сообщило о запуске системы на основе ИИ, которая должна будет контролировать исполнение национальных проектов. Система уже связала все показатели с электронным бюджетом и теперь бдительно следит, чтобы где-то не случилось отставания от графика. Заметит опасность — заранее уведомит о проблемах, чтобы чиновники успели «перезаключить контракты или что-то построить». Звучит как мечта любого менеджера, только в масштабах всей страны.
Но главный вопрос, который волнует обывателя, звучит так — не заменят ли нас всех эти алгоритмы? Не превратится ли через пяток-другой лет правительство в бездушный серверный шкаф, который будет принимать решения на основе холодного расчета? Депутаты уверены, что подобного мы не дождемся. Искусственный интеллект в их представлении — это этакий усердный стажер-консультант, но никак не главный босс.
Как нейросети изменят работу чиновников
Ключевые решения, особенно о нашем с вами благополучии, будут принимать исключительно люди. Впрочем, стажеру уже присмотрели работу попроще — поручат ему проекты типовых школ и садиков, чтобы разгрузил забитые делами человеческие головы. Обещают, что это случится через два-три года.
Также г-н. Топилин считает, что ИИ не стоит допускать к законотворчеству или выявлению запросов и интересов граждан. Вероятно, потому что заботиться о человеке должен лишь другой человек, а депутаты и сами прекрасно знают все потребности своих избирателей, ну или думают, что знают.
Спикер Госдумы Вячеслав Володин уже предупредил, что излишняя цифровизация без контроля может нести опасность. Он привел в пример зарубежный опыт, когда нейросети вместо помощи людям в сложной ситуации предлагали им, скажем так, весьма радикальные и окончательные решения. Разработчикам даже пришлось срочно встраивать в свои творения аналог «родительского контроля». В России, к счастью, столь драматичных историй пока не зафиксировано. Но депутаты предпочитают не дожидаться, когда искусственный интеллект начнет давать нашим гражданам непрошенные советы.
Лечит — врач, судит — судья
Так что же делать? Регулировать, но так, чтобы не задушить технологию в колыбели. Сенатор Артем Шейкин привел прекрасные примеры. В медицине ИИ анализирует снимки за секунды, но диагноз ставит живой врач. В судах Амурской области умная программа обрабатывает протоколы, но приговор выносит судья-человек. Лейтмотив один — за любым решением ИИ должен стоять человек, несущий за него ответственность.
Минцифры внедряет искусственный интеллект в региональные порталы «Госуслуг»
Кроме того, отечественные эксперты уверены, что безопасным может быть только наш, суверенный и импортонезависимый искусственный интеллект. Как выразилась член экспертно-консультативного совета при Комитете Совфеда по конституционному законодательству и госстроительству Анна Смирнова, никто не даст гарантии, что информация от ИИ — правда, если вы не знаете, что у него «под капотом». А под капотом зарубежных моделей может быть что угодно.
Совершенно очевидно, что большинство представителей законодательной власти относятся к новым технологиям с подозрением. Это неудивительно, так как и сами нейросети зачастую совершают «детские» ошибки, да и самим депутатам вряд ли будет приятно осознать, что их может заменить какая-то железяка.
Вероятнее всего, искусственный интеллект найдет свое применение в тех сферах госуправления, которые требуют работы с большими данными, контроля и обработки поступающей информации, вероятностного прогнозирования и автоматизации бюрократических процедур.
Нацпроекты наконец-то будут строить быстрее и эффективнее. И возможно, дороги построенные под контролем ИИ, смогут пережить хотя бы один сезон. Нас уверяют, что окончательные решения всегда будут за живым человеком, будь то врач, судья или чиновник. И пока парламентарии готовятся обсуждать первые в истории России законы об ИИ осенью 2025 года, нам остается лишь надеяться, что наш «суверенный разум» окажется не только безопасным, но и по-настоящему умным. И чтобы его главной задачей было все-таки помощь людям, а не тотальный контроль над ними.
pnp.ru