Лукьянов: Отставка правительства Франции - проявление общего кризиса стран G7

Во Франции новый этап политического кризиса. Правительство Франсуа Байру не получило вотум доверия в Национальном собрании и уходит в отставку. Президент Макрон обещает быстро предложить другую кандидатуру. Попытка Эмманюэля Макрона весной прошлого года пойти ва-банк, объявив внеочередные выборы, создала ситуацию, когда ни у одной из политических сил нет устойчивого большинства. Французский лидер - мастер манипуляций. Но удастся ли в третий раз за год с небольшим слепить кабинет в условиях разношерстного парламента - неизвестно. Если нет, предстоят новые выборы, а там уже результат может быть таким, что самые лютые ухищрения не помогут. И крайне правые, и крайне левые настроены серьезно, зубы на Макрона они наточили давно.

Лукьянов: Отставка правительства Франции - проявление общего кризиса стран G7
© Российская Газета

Обстановка во Франции - частное проявление общего кризиса политических систем стран "Большой семерки". Только что об уходе объявил японский премьер Сигэру Исиба, еще недавно твердо утверждавший, что никуда не собирается. Однако потери его партии на выборах в обе палаты парламента шансов не оставили. В Британии перестановки в правительстве из-за скандала с вице-премьером, но и без него популярность лейбористов за год низверглась до уровня предшествовавших им консерваторов. А в опросах лидирует откровенно популистская Партия реформ Найджела Фараджа. В Германии канцлер Фридрих Мерц обновляет антирекорды рейтингов, а пока еще антисистемная "Альтернатива для Германии" стабильно находится на уровне правящей ХДС.

Относительно уверенно себя чувствуют власти в Италии и Канаде. Последнее, правда, заслуга Дональда Трампа. Его грубый наскок на соседнюю страну спас Либеральную партию, которая была обречена на проигрыш. Зато теперь она устояла, и после выборов у нее новый премьер Марк Карни вместо утомившего всех Джастина Трюдо. Ну и, конечно, особняком стоят Соединенные Штаты, где трамписты пока встречают минимальное сопротивление. Во всяком случае их политические оппоненты как будто бы попрятались в ожидании лучших времен.

Свести все к одному знаменателю невозможно, в каждом случае своя специфика. Для стран с устоявшейся демократической системой лихорадка не в новинку, времена бывали разные, преодолевали и изрядную тряску. Однако текущие события если и не уникальны, то явно неординарны. Мир пребывает в состоянии очевидного беспокойства, и это сказывается на всех. Основной вопрос - насколько политические системы способны противостоять кризисным волнам. И тут между ведущими странами пролегает водораздел.

США, Канада, Британия и Япония - отдельные суверенные государства. Да, можно спорить о пределах этого суверенитета. Соединенные Штаты стоят особняком, остальные в большей или меньшей степени от них зависят и политически, и экономически. Тем не менее правительства каждой из этих стран правомочны и в состоянии принимать быстрые решения, необходимые в период постоянных внешних и внутренних изменений. Они могут быть верными или ошибочными, но это относительно самостоятельный курс, за который власти сами несут ответственность и который, что важно, могут менять, поняв неэффективность.

Мир пребывает в состоянии очевидного беспокойства, и это сказывается на всех

В ином положении пребывают государства Европейского союза. Их суверенитет законно ограничен ради достижения целей интеграции. Европейская интеграция во второй половине ХХ века была, наверное, самым успешным политическим проектом Старого Света за всю историю. Отдавая часть своих суверенных прав наднациональным институтам (европейским и атлантическим), государства расширяли возможности за счет взаимодействия. Но ситуация с тех пор изменилась. И громоздкость конструкции ЕС сковывает теперь то, что необходимо в современном мире: способность быстро принимать решения и воплощать их в жизнь.

Тесное экономическое переплетение и политико-идеологические рамки, ограничивающие действия правительств, ведут к тому, что проблемы отдельных стран и проблемы всего сообщества не гасят, а усугубляют друг друга. Но самое главное, отсутствует представление, как можно было бы в сложившихся институциональных условиях изменить линию поведения. Это представляется просто невозможным.

В итоге вместо критического переосмысления курса, будь то политический или экономический, делается попытка любой ценой преодолеть сопротивление материала. И продавить иногда с утроенной энергией то, что делалось до сих пор. С этим связаны и упорные попытки не допустить попадания во власть альтернативных сил, даже если они добились успеха на выборах, и превращение украинского вопроса в стержень всей европейской политики. Потому что, если эта тема вместе с сопровождающей ее экзальтацией уйдет, возникнет масса неприятных вопросов. Прежде всего у избирателя.

Ресурс управления посредством манипулирования не исчерпан. Вполне возможно, что и во Франции, и в Германии нынешний раунд затруднений снова удастся замотать. Но с каждым разом делать это сложнее. Тем более расхождение между запросами обществ и интересами истеблишмента видно уже невооруженным глазом. Так что момент истины для европейской политики приближается. Впрочем, что наступит после него, предсказать не получится. Ведь к эпохе до интеграции Европа уже тоже не вернется. А антисистемные ныне силы, попав во власть, вероятно, окажутся в той же ловушке.

Между тем

Премьером назначен Себастьен Лекорню

Президент Франции Эмманюэль Макрон назначил новым премьером страны бывшего министра обороны Себастьена Лекорню.

Первой задачей нового премьера станет "проведение консультаций с политическими силами, представленными в парламенте", сообщает издание Figaro. Лекорню придется убедить парламентариев в необходимости скорейшего принятия бюджета и "достижении договоренностей, необходимых для принятия решений в ближайшие месяцы".

Новый состав правительства будет оглашен только после проведения Лекорню консультаций с политическим партиями. Оппозиционные политсилы уже указали, что назначение нового премьера не приведет к существенным изменениям и улучшению ситуации в стране.

Изначально именно Лекорню считался фаворитом на место премьера после отставки Франсуа Байру. Процедура передачи дел от Байру новому премьеру пройдет в среду. На этот же день во Франции запланирована масштабная акция протеста против политики правительства.

Себастьен Лекорню стал седьмым премьер-министром с момента прихода к власти Эмманюэля Макрона и пятым за последние три года. Новому главе правительства 39 лет, он принадлежит к ближайшему окружению Макрона.

Подготовил Иван Сысоев