Сотрудничество депутатов регионов ДФО повысило эффективность законодательства
В слогане Десятого Восточного экономического форума акцент сделан на мир и процветание. А как депутатские инициативы помогают добиться процветания в конкретном регионе, рассказал председатель Законодательной думы Хабаровского края Николай Шевцов.
В рамках Восточного экономического форума Законодательная дума Хабаровского края подписала соглашения с Законодательным собранием Приморского края и Госсоветом Республики Крым. Николай Михайлович, что дают подобные договоренности?
Николай Шевцов: Соглашение - рамочный документ, в котором не прописываются какие-либо детали действий и конкретные шаги. Но более точная постановка вопроса о тесном сотрудничестве дает возможность обмениваться опытом, который есть в каждом регионе.
Я бы выделил два направления использования наработок друг друга. Есть опыт регионов в части совершенствования федерального законодательства. Причем субъекты работают с разной скоростью: кто-то быстрее и глубже проработал вопрос. Другие, скажем так, находятся среди догоняющих. Когда есть прямые рабочие контакты, тот регион, который дальше продвинулся в проработке законодательной инициативы, может поделиться своими наработками. Чтобы не тратить время и перенаправить свои ресурсы на другое дело, можно проконсультироваться с коллегами, учесть их опыт и быстрее принять необходимые поправки.
Второе направление, более интересное, - совершенствование регионального законодательства. Свод законов зависит от специфики субъекта: в одних ярче выражены одни нюансы, в других - иные. Изучение тех аспектов, которым коллеги из региональных парламентов отвели значительную роль и которым мы не уделили большого внимания, позволяет выработать более комплексный и полный законопроект.
В качестве примера можно привести последние инициативы в части средств индивидуальной мобильности (СИМ). Некоторые регионы пошли по пути их запрещения. В Хабаровском крае мы работали над этой тематикой несколько лет. Два с половиной года назад, как только на улицах краевого центра более-менее массово появились электросамокаты, мы с администрацией города начали прорабатывать варианты цивилизованного взаимодействия с прокатными компаниями. Ведь они не вкладывают ни копейки в наши регионы: как юридические лица у нас не зарегистрированы и всю прибыль увозят в Москву. Предлагали им заняться организацией парковок для самокатов, принять участие в инвестиционных программах, чтобы в ходе реконструкции Амурского и Уссурийского бульваров в Хабаровске предусмотреть отдельные скоростные дорожки для средств индивидуальной мобильности. На все предложения мэрии прокатные конторы ответили отказом.
Мы изучили опыт регионов, где эффективно решена проблема с СИМ. Ориентиром для нас стал Санкт-Петербург. Там в центральных районах, которые фактически - музей под открытым небом, введен полный запрет на использование средств индивидуальной мобильности. В музее можно только пешком передвигаться! В остальных районах действует запрет на парковку. Права человека, владеющего электросамокатом, никто не ограничивает. Он может выйти из дома, взять свое СИМ, проехать по Санкт-Петербургу и вернуться на этом личном транспорте. А вот бросить электросамокат или поставить его на парковку нельзя. Так в городе навели порядок, обеспечили безопасность пешеходов и понятные условия для ведения бизнеса.
Мы не пошли по пути полного запрета, как Благовещенск, а выбрали вариант ограничения парковочного пространства - дали муниципалитетам право определять места, где стоянки СИМ не мешают пешеходам. В центральной части города, скорее всего, будут и ограничения парковки.
На ВЭФе практически не было ни одной сессии, где бы так или иначе не затрагивались вопросы либо бюджетного финансирования, либо бюджетного кредитования. Для регионального парламента бюджет - это главный финансовый документ, над которым работают депутаты. Как дальневосточная специфика отражается на краевом бюджете?
Николай Шевцов: Дальневосточная специфика, к сожалению, есть и заключается она в том, что из всех регионов ДФО только в одном профицитный бюджет - в Сахалинской области. Поэтому для всех остальных бюджетное планирование - это один из самых тонких и важнейших процессов, в котором депутаты принимают участие.
И процесс этот я бы разделил на три периода. На предварительном этапе - этапе подготовки к принятию бюджета на следующий год - мы внимательно анализируем, насколько эффективно прошел предыдущий год. Какие доходы, дополнительно полученные регионом, позволят перенаправить средства на социальную программу? Как сработали деньги, выделенные на реализацию национальных проектов? Все ли удалось сделать? Насколько эффективен менеджмент органов исполнительной власти?
Все это принимается во внимание парламентариями. Хочу подчеркнуть, что практически каждый депутат краевой думы восьмого созыва имеет глубокие профессиональные навыки в той или иной области. У нас три доктора и три кандидата наук. Часть депутатов работала в органах исполнительной власти, в том числе на должностях зампредседателя правительства и министров. Есть главы муниципалитетов - Хабаровского района и города Комсомольска-на-Амуре. То есть у них соответствующие компетенции и огромный опыт, в частности, опыт работы с бюджетными средствами. К тому же у каждого депутата - свой избирательный округ, где он получает прямую информацию от граждан о том, как бюджетные деньги дошли до населения в виде дорог, детских площадок, ремонта школ и больниц.
Второй временной период - корректировка. В течение года мы внимательно мониторим исполнение текущего бюджета, и у нас есть возможность во втором полугодии с учетом полученной информации и достигнутых результатов скорректировать статьи доходов и расходов и сделать необходимое перераспределение средств.
В этой части мы очень тесно работаем с краевыми министерствами. Хотел бы обратить внимание, что у депутатов этого созыва абсолютно рабочий, конструктивный диалог с правительством и губернатором Дмитрием Демешиным. Глава региона внимательно относится к депутатскому корпусу, погружается во все наши предложения и обращения.
Поэтому любой вопрос не превращается в политическое шоу, которое, возможно, кому-то было бы интересно устроить на площадке Законодательной думы.
Все процессы согласования бюджета - иногда очень горячие! - происходят "за ширмой": на рабочих совещаниях, в формате "парламентского часа", на который мы приглашаем для более детального рассмотрения членов правительства Хабаровского края, министров и представителей бизнеса, на заседаниях комитетов.
И только потом, когда действительно все проработано, проект бюджета выносится на заседание думы. Поэтому стороннему зрителю может показаться, что заключительный этап проходит неинтересно. Но это вершина айсберга. И иногда от этого "айсберга" откалываются большие "глыбы", когда мы понимаем, что законопроект пока сырой, нет смысла его сейчас принимать, потому что он не проработан должным образом.
Вообще, процесс принятия законов очень живой, и бывает, что появляются конкурирующие законопроекты. Такая ситуация сложилась, например, при определении мер поддержки участников СВО. Один из законопроектов внесла фракция политической партии в Законодательной думе. Второй - разрабатывался параллельно и был внесен губернатором Хабаровского края.
И когда мы их сравнили, выяснилось, что оба направлены на освобождение ветеранов от транспортного налога, но губернаторский законопроект оказался более комплексным. Там не было ограничений по мощности двигателя ТС, а в получатели льготы были включены не только Герои России, но и приравненные к ним категории, то есть оказано полное уважение к людям, которых мы чтим и которые являются примером для нас.
В последнее время довольно много поправок внесено в федеральное законодательство, регулирующее рыбную отрасль. Многие из них болезненно восприняты рыбацким сообществом. Как региональная дума защищает интересы рыбаков и при этом находит баланс с интересами государства?
Николай Шевцов: Дальневосточникам удалось защитить рыболовную отрасль макрорегиона в части принятия поправок к федеральному Закону о рыболовстве. Изменения касались рыболовных участков (РЛУ) и перезаключения договоров по ним.
Здесь, кстати, сказался положительный эффект соглашений, заключенных с законодательными собраниями других субъектов: мы солидарно выступили в защиту интересов граждан и предпринимателей. Действовали единым фронтом с нашими коллегами из Камчатского и Приморского краев, Сахалинской области. Нас поддержали губернаторы. И мы совместно с сенаторами, с депутатами Госдумы озвучили в Москве свою единую позицию. В итоге удалось внести в законодательный акт наши поправки, которые снизили риск банкротства более половины предприятий, работающих в прибрежной полосе.
Были сдвинуты сроки перезаключения договоров на право пользования рыболовными участками. А самое главное, изменен первоначальный платеж с 40 до 15 процентов общей суммы, исчисляемой сотнями миллионов рублей. И выплаты за РЛУ теперь распределяются на три года вместо двух. То есть у добытчиков есть еще один сезон, который позволит предприятиям поймать рыбу, переработать, продать ее, заработать денежные средства и остаться, что называется, на плаву.
А самая главная для нас победа в том, что мы сохраняем рабочие места и семьи, которые живут за счет этих рабочих мест, в прибрежных поселках. Остаются работать градообразующие предприятия. Таких опорных компаний в крае семь, и мы понимаем: уйдут эти предприятия - и поселки можно закрывать.
Власти региона активно продвигают бренд "Сделано в Хабаровске", "Сделано в Хабаровском крае". Какую поддержку депутаты оказывают этим усилиям исполнительной власти?
Николай Шевцов: Это флагманский проект, реализуемый при непосредственном участии губернатора Хабаровского края. Заработали два магазина, один из них прямо в центре Москвы. И, по отзывам, столичная точка пользуется популярностью, особенно морепродукты: поставляемая туда рыбная продукция разбирается за считанные часы. Второй магазин открыт в Хабаровске.
Это важная маркетинговая часть продвижения нашего краевого бренда. Она имеет два эффекта. Первый - знакомство покупателей с нашими производителями и возможность для последних в дальнейшем зайти в крупные торговые сети, в том числе федеральные. А потребитель, привыкший к товарам в этих точечных демонстрационных магазинах, потом легко узнает нашу продукцию в других местах и будет ее покупать.
Но более важным эффектом является продвижение самой территории. Люди, которые ни разу не бывали на Дальнем Востоке, в нашем крае, через приятное знакомство с хабаровской продукцией, в первую очередь гастрономической, захотят приехать сюда. К тому же магазины "Сделано в Хабаровском крае" продвигают и туристические продукты. Мы рассчитываем на привлечение туристического потока в Хабаровский край.
Участие депутатского корпуса заключается в следующем. Первая составляющая - поддержка производителей. Мало произвести продукцию, которая продается в двух магазинах. Для выхода в сети нужно обеспечить качество, объем и регулярность, бесперебойность поставок. А для этого производителя нужно "вырастить" до такого уровня, чтобы он мог соответствовать требованиям сетей.
Издержки на Дальнем Востоке выше, чем в западной части страны. Поэтому необходимо помогать местным производителям. Сейчас Законодательная дума совместно с правительством Хабаровского края разрабатывает законопроект о поддержке наших пищевиков, в первую очередь производителей молочных продуктов.
Вторая составляющая: кроме поддержки производителей, для укрепления и продвижения нашего бренда надо создавать условия для приема туристов. А они поедут! Через два, максимум три года, когда откроется пограничный переход на Большом Уссурийском острове, к нам направится большой поток китайских туристов. К этому мы должны быть готовы, чтобы деньги, которые привезут иностранные гости, остались у хабаровских, а не китайских предпринимателей.
Не секрет, что в доковидный период китайский туризм - а самым массовым он был в Приморском крае - практически ничего не оставлял у нас в виде налогов. Туристы перемещались на китайских автобусах, жили в китайских гостиницах, питались в китайских ресторанах. Даже магазинчики, в которые они заезжали, имели договоренности с китайской стороной. И самое плохое и политически не верное: даже гиды были китайские, и рассказывали они нечто, не имеющее ничего общего с исторической правдой и искажающее действительность.
Нас это не устраивает. Поэтому, когда поедет массовый китайский турист, гостиницы должны быть наши, транспорт - наш, рестораны - тоже. И те же самые условия будут как для иностранного, так и для российского внутреннего туризма.
А внутренний туризм сейчас проходит стадию узнавания российской территории. Многие путешественники, которые в свое время отправлялись за рубеж, начинают ездить по стране и тратить здесь. И Хабаровский край конкурирует за эти деньги, в том числе со своими дальневосточными соседями.