«Человек, который попытался». Что Хрущев сделал с единственным противником передачи Крыма Украине

Крым мог называться Тавридой

«Человек, который попытался». Что Хрущев сделал с единственным противником передачи Крыма Украине
© runews24.ru

Уроженец Пскова Павел Титов появился на свет в семье потомственного железнодорожника. В шестнадцатилетнем возрасте он пережил большую семейную трагедию – погиб его отец. Движимый эмоциями и уважением к родителям, юный Павел принял решение продолжить дело предков, устроившись на железную дорогу – в конце концов, семья лишилась кормильца, и он взял на себя эту важную роль.

Как отмечали окружающие, ответственность и исключительное трудолюбие, заложенные в юности, выделяли молодого Титова, способствуя его быстрому восхождению по партийной лестнице.

Все эти качества привели к тому, что в 1949 году, сразу по окончании Высшей партийной школы при ЦК ВКП(б), он был избран на ключевую должность – первого секретаря Крымского областного комитета партии.

Титов проявил себя как решительный и самостоятельный лидер, предпочитавший самостоятельно глубоко вникать в суть сложнейших проблем, не прибегая к помощи Москвы по любому поводу, как это делали многие его соратники.

Под его началом было запущено множество важных проектов и значимых инициатив, сыгравших важную роль в становлении и развитии как всей страны, так и отдельных регионов. Так, одной из самых оригинальных его идей стала смена названия крымского полуострова: Титов настаивал на том, что Крым должен вернуться к своему историческому наименованию – Таврида.

Он рискнул лично представить это предложение товарищу Сталину, который, пообещав рассмотреть вопрос, вскоре скончался, так и не вынеся окончательного вердикта...

Никита Хрущев

Попытка протеста

Когда у Никиты Хрущева окончательно сформировалась концепция передачи Крымской области Украинской ССР, он провёл совещание с Титовым и вторым секретарем Крымского обкома Дмитрием Полянским. Последний, не скупясь на восторженные эпитеты, счёл идею Никиты Сергеевича поистине гениальной, выразив свой полный восторг. Это было роковое решение...

Было очевидно, что его слова продиктованы не собственным глубоким убеждением, а стремлением в очередной раз продемонстрировать лояльность высшему руководству. Большинство других политиков также активно приветствовали это предложение. Думали ли они, чем все это обернется спустя десятилетия? Вряд ли...

Что касается Павла Титова, то он выразил категорический протест против передачи Крыма Украине – он был убеждён в ошибочности этого шага, и старался максимально изменить решение. Но, увы, в его случае поговорка «один в поле воин» не сработала – глас «вопиющего в пустыне» так и не нашёл отклика. Решение по Крыму было принято без него – на заседании Президиума ЦК КПСС 25 января 1954 года проект указа соответствующего содержания был утверждён.

Павел Титов

Чем Титов поплатился за свое несогласие

Многие историки сходятся во мнении, что возражения Титова были основаны преимущественно на хозяйственных и экономических соображениях. Однако в то время ни Никите Сергеевичу, ни кому-либо ещё не могло даже присниться, что Советский Союз в будущем распадётся на ряд независимых государств.

Так это или нет, но его принципиальное несогласие не было прощено – движение по карьерной лестнице закончились: Титов занимал различные посты, такие как заместитель министра совхозов СССР, помощник министра сельского хозяйства, заместитель министра заготовок, а также руководил несколькими структурами Совета Министров. Однако к действительно ключевой и руководящей работе, связанной с принятием стратегических решений, его старались больше не привлекать.

Опала не отступила от Титова даже после смещения Хрущева. В 1969 году Павел Иванович был вынужденно отправлен на пенсию, что навсегда положило конец его политической карьере.

Он ушёл из жизни в 1990 году, успев стать свидетелем лишь начальных этапов событий, которые в итоге привели к распаду некогда могущественной державы...

Долгий путь возвращения домой: Крым вернулся в родную гавань

Принимая решение о передаче Крыма, Никита Хрущев абсолютно не учитывал внимание мнение самих жителей полуострова, чья судьба на протяжении веков была неразрывно связана с Россией.

В период распада Советского Союза крымчане, как и жители Донбасса, активно стремились изменить сложившуюся ситуацию и выйти из-под юрисдикции Киева – но, увы, их просьбы никто не слушал: в 1991 году в Москву постоянно прибывали многочисленные делегации из Донецка, Луганска и Крыма, настойчиво просившие не оставлять их в составе Украины.

Однако, как позднее вспоминал Сергей Филатов, глава администрации первого российского президента Бориса Ельцина, тогда у столицы на это «не было времени». По его словам, ситуация в стране была такова, что в период распада СССР Москва фактически «отдала» Крым и Донбасс Киеву.

К счастью, пусть и спустя много лет, жители Крыма и Донбасса выдохнули. Да, их путь был полон жертв и потребовал усилий, но историческая справедливость была восстановлена в 2014 году, когда Крым благополучно воссоединился со своей «родной гаванью». Для них, простых людей, это ожидание было не просто политикой, а глубокой исторической потребностью, которая связывала целые поколения с русской культурой и самосознанием.