Кому не ответит надзиратель: ФСИН будет принимать обращения через «Госуслуги»

У россиян появится больше способов установить контакт с Федеральной службой исполнения наказаний (ФСИН). Ведомство будет принимать не только письменную корреспонденцию, но и обращения через официальный сайт и портал госуслуг. При этом оно не станет рассматривать обращения, содержащие нецензурную брань и угрозы, а также написанные неразборчивым почерком. Это следует из подготовленных ФСИН поправок в собственный регламент, которые представили для общественного обсуждения. «Парламентская газета» узнала, кому еще не светит ответ.

Кому не ответит надзиратель: ФСИН будет принимать обращения через «Госуслуги»
© Парламентская газета

Оперативно — дольше, чем срочно

Регламент своей деятельности ФСИН по согласованию с Минюстом утвердила в 2020 году. С тех пор изменения в него вносили лишь единожды в 2023 году. Теперь ведомство подготовило комплексные поправки, которые касаются не только обращений людей, но и, например, ответов на поручения президента и Правительства.

Если ФСИН является головным исполнителем поручения, директор ведомства обязан организовать работу и будет нести персональную ответственность за его своевременное и надлежащее исполнение, следует из проходящего общественное обсуждение проекта.

Акты ФСИН и поручения ее директора предписали рассылать исполнителям в течение суток, а срочные и оперативные — незамедлительно. Срок исполнения — 30 дней, если не указано иное. Документы с пометками «срочно» и «незамедлительно» следует рассмотреть в течение трех дней, с пометкой «оперативно» — за десять дней.

По телефону тоже можно

Из ряда пунктов регламента, касающихся обращений во ФСИН, предложили убрать слово «гражданин». То есть в ведомство смогут обращаться не только граждане России, но и других стран, а возможно, и люди без гражданства. А словосочетание «письменные обращения граждан» заменили на «обращения».

Ведомство будет рассматривать индивидуальные и коллективные предложения, заявления и жалобы от людей и организаций, общественных объединений, госорганов или органов местного самоуправления. Их можно подавать в письменном виде или в форме электронных документов — через официальный сайт ФСИН или портал госуслуг, а также по электронной почте. Во всех случаях должна быть обеспечена идентификация заявителя. Еще один способ, который также считается официальным обращением, — личное общение с должностным лицом в ходе личного приема.

Указано, что обязательному рассмотрению подлежат запросы информации о деятельности ФСИН России либо ее территориального органа, не только поступившие в форме письменных обращений, но даже и по телефонам справочных служб либо уполномоченных должностных лиц.

Ведомство будет информировать о ходе рассмотрения запросов госорганы, сенаторов Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, указано в регламенте ФСИН. Запросам сенаторов и депутатов посвящена отдельная статья в законе об их статусе. Государственные ведомства должны прислать ответ в течение тридцати дней либо в иной согласованный с инициатором запроса срок, напомнил зампред Комитета Госдумы по безопасности Эрнест Валеев. В этой части изменений не произошло.

Без оскорблений и гостайн

Любое обращение ФСИН должна зарегистрировать в течение двух дней с момента получения. Затем письмо передадут в структурное подразделение, ответственное за решение вопроса, либо непосредственно директору или кому-то из его замов. Для ответа на обращения рядовых заявителей установили тот же срок, что и для депутатов и сенаторов, — тридцать дней.

Не дождутся ответа авторы писем, содержащих нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи. Такому заявителю укажут на «недопустимость злоупотребления правом».

Без рассмотрения оставят обращение, если его текст «не поддается прочтению». Об этом должны проинформировать заявителя, если его адрес все-таки получится разобрать.

Не станут отвечать на одинаковые вопросы от одного и того же заявителя, если раньше ему уже давали разъяснения. А также если информация есть в открытом доступе на сайте ФСИН. Тогда автору просто направят ссылку на ответ. Еще один случай, когда ответ по существу не направят, — если сведения, которых касается запрос, составляют государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. Не будут рассматривать дубликат ранее принятого обращения, а также вопросы, которые невозможно решить без необходимых документов.

И, наконец, то, чего нет ни в регламенте, ни в проекте поправок, но составляет реальность сегодняшнего дня. До ФСИН не дойдет корреспонденция, направленная с IP-адресов, страной происхождения которых являются недружественные РФ государства. Об этом сказано на официальном сайте ведомства. Не получат сотрудники и писем, отправленных с электронной почты доменов.com, .org, .net, .rs и.ua.

Обращение будут считать разрешенным, если рассмотрены все поставленные в нем вопросы, приняты необходимые меры и даны письменные ответы. В ответе заявителю разъяснят порядок обжалования.