Яков Миркин: Почему Аляска не осталась российской

200 с лишним лет назад, в 1821 г., вышел указ Александра I, которым Аляска была признана российской землей. Статус подтвержден конвенциями России с Британией и США 1824 и 1825 гг. А потом - все наоборот. В 1867 г. Аляска передана США.

Яков Миркин: Почему Аляска не осталась российской
© Российская Газета

Как к этому относиться? Горевать? Искать заговоры? Нет, лучше всего попытаться понять, почему так произошло. Почему мы не живем в стране, лежащей на двух континентах, с площадью на 1,7 млн кв. км (на 10%) больше, чем сегодня?

История Аляски / Русской Америки может быть представлена как героический рассказ об экспансии империи на восток, о десятках географических открытий, о кругосветных плаваниях, о ярчайших именах мореплавателей и первопроходцев, осваивающих новый континент. И это правда. Начиная с XVII в. в Сев.-Западной Америке появляются российские подданные. Дежнев, Беринг, Чириков, Креницын, Левашов, Крузенштерн, десятки других мореходов, люди риска. Можно снять десятки блокбастеров о том, как "брались" на парусах моря, как в войнах с туземцами завоевывался восточный фронтир Российской империи. Можно создать свой "Моби Дик", ибо все освоение Аляски основывалось на охоте на морского зверя. И все-таки почему ушла от нас эта лакомая земля (золото, нефть, газ)?

Один из ответов - нехватка людей. В Русской Америке их всегда было очень мало, 200-600 русских поселенцев почти 100 лет. Плюс креолы (от смешанных браков), алеуты, эскимосы, курильцы (айны), тунгусы и т.д. Всего 7-9 тыс. чел., считавших себя "людьми России" (Доклад Комитета об устройстве русских американских колоний, 1863).

Гораздо больше было тех, кто к таковым себя не причислял. "Диких считалось в 40-х годах... до 36 000 душ". "Народ деятельный... мстительный, равнодушный к телесным страданиям... безумно оспаривающий свою дикую независимость... Население... свыше 40 000 человек, большею частью хорошо вооруженных" (Доклад Комитета). Речь об индейцах-калошах (тлинкитах) (1860 г.).

Русская Америка - это еще и история бесконечных конфликтов с индейцами. Сотни столкновений, восстание тлинкитов 1802 г. - разве можно "освоить" новые земли, имея только 200-600 русских?

За 100 лет (70-е годы XVIII века - 1867 г.) было создано около 60 русских поселений. 87 % из 595 русских жили в Ново-Архангельске (столица) и на Кадьяке (один из Алеутских островов) (1860). 80% были заняты в обороне, управлении, обслуживании флота (С. Федоров. "Русское население Аляски и Калифорнии"). 7 обер-офицеров, 179 солдат, почти 100 конторщиков (Доклад Комитета). Это крошечный остров среди бескрайних земель и десятков тысяч индейцев, не желавших никому "принадлежать".

А почему за 100 лет не случилось больших волн переселенцев, как в США? Такие миграции сделали бы Аляску действительно русской. В России в начале XIX в. жило больше 40 млн чел., в 1860-х - больше 70 млн. В США в 1800 г. было чуть больше 5 млн чел., в 1870 г. - 39 млн, в два раза меньше, чем в России. Есть три ответа на этот вопрос.

Ответ N 1 - крепостное право. Русские были закреплены, в отличие от эмигрантов в США. В России в 1859 г. было 23 млн крепостных, в Европейской России - 37,5 % населения (А. Тройницкий. "Крепостное население России").

Ответ N 2 - неосвоенные пространства за Уралом. Там было чем заняться, и жили всего лишь 4,2 млн чел. (А. Тройницкий).

Ответ N 3 - проблемная модель Русской Америки. До начала XIX в. там вольница, борьба купеческих компаний при самых жестоких нравах (Шелиховы, Голиковы, Мыльниковы, Лебедев, Баранов и др.). До 80 купеческих экспедиций на кораблях, риски высочайшие, часты крушения. Ядро экономики - сверхприбыльная добыча морского зверя, гигантские флотилии в 300-500 байдарок, морские переходы в 2000 верст, без парусов. Соотношение русских и "туземцев" - 1:25. Туземцы - основные добытчики. Они де-факто рабы ("каюры", 1/10 туземцев) или жестоко эксплуатируются ("вольные алеуты"). Купить у них добычу дешево, припасы продать задорого, еще и в долг ("История Русской Америки (1732-1867)". Т. 1).

Но была свобода конкуренции. А потом ее не стало. С 1799 г. Аляской монопольно владела Российско-Американская компания (РАК), созданная из двух купеческих компаний указом Павла I. Эта акционерная компания (прибыль, дивиденды, правление в Петербурге) закрывает Аляску для других добытчиков, выполняя одновременно функции государства. Ей даруются привилегии владеть, пользоваться всем, что есть на Аляске, занимать для России новые земли, "заводить заселения", производить мореплавание и торговлю. Всем остальным это запрещено.

А какой результат? Мельчайшая русская колония, ноль эмиграции из России при растущем человеческом и торгово-промышленном давлении США. 1/3 русских - солдаты. Правители Аляски в одном лице - и "губернаторы", назначаемые императором, и нанятые служащие РАК (обязаны дать прибыль). Местное население сокращается (эпидемии). С конца XVIII в. число алеутов упало более чем вдвое (Доклад Комитета).

Эта история показывает, что бывает, когда модель общества и экономики неправильна

Еще одна причина потери Аляски - незначительность экономики. Ее основа - добыча морского зверя. Но уже в XVIII в. началось кратное падение его численности. Чем же тогда заниматься? Золото еще не открыто. РАК уходит на сушу (пушнина) и в торговлю чаем. Чай? А при чем здесь Аляска? Чай давал почти 50 % выручки РАК. Выручка за 1850-1859 гг. - всего 8,5 млн руб. Акционеров - до 700 лиц (1861). Дивиденды - до 30-40 % к номиналу акции.

Жить за счет "своего" (выращенного, добытого, сделанного) Аляска не может. В колонии "всегдашнее оскудение в наиважнейших предметах" (Ф. Врангель, главный правитель, 1834). Издержки на доставку из России огромны, десятки погибших судов. Первое российское кругосветное путешествие (И. Крузенштерн, Ю. Лисянский, 1803-1806) - чтобы снабдить РАК. За ним до 1868 г. - более 50 плаваний от Финского залива до Аляски, частью кругосветных, с вывозом обратно пушнины. Только 10-30 % поставок могли пройти через Сибирь.

Итак, на одной чаше весов - огромные владения, Россия на двух континентах. На другой - издержки. Какие доводы, чтобы избавиться от Аляски? N 1 - все равно ее потеряем, столкнемся с США. Лучше продать. N 2 - особой пользы нет и не будет. Нам есть что делать в центре России, огромные пустые пространства за Уралом. Великий князь Константин, брат Александра II: Россия "должна всячески укрепляться в центре своем". N 3 - колонизировать не сможем, нет человеческих сил. N 4 - РАК, "не принося ровно никакой пользы отечественной промышленности, действует еще во вред туземному населению". N 5 - продать можно выгодно, деньги нужны.

Были и другие голоса. "Что касается до... выгод, то... они принадлежат только будущему, но... нынешнее поколение имеет святую обязанность сохранить для будущих поколений каждый клочок земли, лежащей на берегу Океана, имеющего всемирное значение" (записка Ф. Остен-Сакена, послана в день решающего совещания у императора, 16.12.1866). Замечательный был ученый, путешественник, чиновник МИД.

От идеи продать Аляску (1857) до передачи ее США (1867) прошло 10 лет. Цена Аляски - 7,2 млн долл. После вычета всех расходов остаток в рублях - 10 млн. Доходы казны за 1867 г. - 444 млн руб. (Гос. роспись на 1868 г.). Поступления за Аляску - 2,3% доходов за год. Следы Русской Америки немедленно стали вымываться. До 270 русских из 500 чел., живших на Аляске, сразу же вернулись в Россию.

Этим все и закончилось. Еще раз. Модель Русской Америки - сверхжесткая, сырьевая, основанная во многом на внеэкономическом принуждении, на сужающихся запасах сырья, зависимая от слишком дорогих внешних поставок, не подкрепленная вольной эмиграцией и притоком капиталов, со сверхмалой человеческой базой, не способной "взять земли". Эта модель привела к тому, что Аляска стала для государства "чемоданом без ручки", находясь под сильным давлением эмигрантских сообществ США. Как следствие, была потеряна.

История с Аляской - метафора, демонстрация того, что бывает, когда модель общества и экономики неправильна. Тогда земли и люди теряются неизбежно. Не сегодня, так завтра. Не завтра, так через год. Но обязательно теряются. А как сделать, чтобы история с Аляской не повторилась? Ответ - найти модель экономики, дающую максимум динамики. Попытки вытеснения будут всегда. Важно, как отвечать на них.