Lancet: число жертв экономических санкций сопоставимо с вооруженными конфликтами
Международные экономические санкции, часто воспринимаемые как менее жестокая альтернатива войне, ежегодно приводят к гибели около 564 тысяч человек, большинство из которых — дети младше пяти лет. Об этом говорится в новом исследовании экономистов Франсиско Родригеса, Сильвио Рендона и Марка Вайсброта, опубликованном в авторитетном научном журнале Lancet Global Health. Авторы проанализировали данные по 152 странам за 10-летний период и пришли к выводу, что число жертв санкций сопоставимо с жертвами вооруженных конфликтов.
Авторы отмечают, что использование экономических санкций за последние десятилетия существенно выросло. Согласно расчетам на основе Global Sanctions Database (GSDB), с 2010 по 2022 год 25% всех стран мира подвергались санкциям со стороны США, ЕС или ООН, тогда как в 1960-х годах этот показатель составлял лишь 8%. Основная причина роста санкций — их использование в целях прекращения войн, защиты прав человека или продвижения демократии.
Исследователи выяснили, что экономические и односторонние санкции были статистически значимо связаны с ростом смертности как минимум в шести из семи возрастных групп (исключение составили подростки). Например, смертность младенцев из-за экономических санкций возрастала на 5,9 логарифмических пункта в первые три года после введения ограничений, на 8,3 пункта в период от четырех до шести лет и на 10,0 пунктов после семи лет и более.
В среднем, односторонние санкции ежегодно приводили к 564 258 смертям. Это примерно 0,02% населения стран под санкциями и соответствует 3,6% от общего числа смертей в этих государствах. Эти показатели превышают среднее число боевых потерь (106 тысяч смертей в год) и сопоставимы с некоторыми оценками общего числа жертв войн с учетом гражданского населения (около 500 тыс. смертей ежегодно).
Анализ смертности по возрастным группам показал, что наибольшее число жертв санкций приходится на детей младше одного года и пожилых людей от 60 до 80 лет. В целом, 51% всех смертей от санкций с 1970 по 2021 годы пришлись на детей младше пяти лет. В возрастных группах до 15 лет и от 60 до 80 лет зарегистрировано 77% всех смертей, что указывает на то, что санкции сильнее всего затрагивают те группы населения, которые традиционно не вовлечены в экономическую деятельность. Со временем смертность среди молодых возрастов снижалась, а среди пожилых возрастала.
Почему санкции приводят к смертям?
«Санкции становятся излюбленным оружием США и их союзников не потому, что они менее разрушительны, чем военные действия, а скорее потому, что последствия менее заметны», — написал в статье для Los Angeles Times один из авторов исследования, Марк Вайсброт. По его словам, санкции разрушают продовольственные системы, больницы и инфраструктуру, тихо убивая людей без драматичных видеокадров разбомбленных кафе и разрушенных домов. Санкции позволяют политикам достигать смертоносных последствий войны, избегая при этом серьезных политических издержек, подчеркивает экономист.
Исследователи подчеркивают, что санкции могут блокировать доступ к важнейшим импортным товарам, таким как лекарства, продукты питания и компоненты инфраструктуры для обеспечения качества питьевой воды и работы электрических сетей. Большинство жертв санкций — дети до пяти лет, которые становятся особенно уязвимыми к болезням вроде диареи, пневмонии и кори при ухудшении условий жизни и питания.
Исследователями также было установлено, что наиболее смертоносное воздействие оказывают санкции, вводимые США и ЕС, в то время как санкции ООН не демонстрируют такого эффекта. Это объясняется тем, что решения ООН проходят более широкую международную проверку, а санкционные меры формируются с участием самих стран-мишеней.
Стоят ли санкции таких жертв?
«Полученные результаты ставят важный политический вопрос: какую роль, если вообще какую-то, должны играть экономические и односторонние санкции в международной политике?», — говорится в исследовании, опубликованном в Lancet Global Health. По мнению авторов, ответ зависит от этической позиции, с которой оцениваются санкции. С точки зрения защиты прав человека, сам факт значительного увеличения смертности должен стать достаточным поводом для отказа от санкций. С точки зрения утилитаризма, эти данные необходимо рассматривать параллельно с оценкой того, насколько санкции эффективны в достижении политических целей.
Исследователи предлагают серьезно обсудить реформирование санкционных режимов для минимизации их гуманитарных последствий. Односторонние санкции США и ЕС могут быть намеренно более жесткими по сравнению с санкциями ООН, которые, напротив, стараются минимизировать ущерб для гражданских лиц. Санкции США часто направлены на смену политического курса страны-мишени, а ухудшение условий жизни рассматривается как часть механизма давления, пишут авторы. Они добавляют, что дополнительный ущерб наносится благодаря широкому распространению доллара и евро в международных расчетах и экстерриториальному применению санкций, особенно со стороны США.
«Президент Вудро Вильсон однажды сказал, что санкции — это нечто более грозное, чем война. Наши данные подтверждают его слова: за последнее десятилетие односторонние санкции ежегодно уносили примерно 560 тысяч жизней по всему миру. Трудно найти другую политику с такими масштабными гуманитарными последствиями, которая при этом остается столь распространенной», — подытоживают экономисты.