Метод кнута: как отбить у Европы мысли воевать с Россией
Франция договорилась с Британией о совместном производстве на своей территории крылатых ракет Storm Shadow и разработке нового поколения ракет им на смену. В МИД России заявили, что НАТО и ЕС «конкретно готовятся к военному столкновению» с нашей страной. Насколько велика вероятность новой большой войны в Европе и что стоит предпринять Москве, чтобы отучить европейцев от милитаризма? На вопросы «Парламентской газеты» ответил первый замглавы Комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров.
«Игрушечный» Европарламент
- Владимир Михайлович, Европарламент отклонил предложение вынести вотум недоверия главе Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен. Эта история как-то скажется на политике ЕС?
- Никак. Во-первых, Европарламент — не рабочая, даже в некотором роде игрушечная структура, формирующаяся за счет политиков, которые в своих странах вышли в тираж. Его решения ни на что толком не влияют. Во-вторых, это собрание оголтелых русофобских сил, которое давно себя скомпрометировало. Прежде всего своим предвзятым отношением к России и вообще ко всем странам, которые не согласны с политикой ЕС.
Поэтому, на мой взгляд, итог голосования по вотуму недоверия главе Еврокомиссии был предрешен — даже если бы, извините, туда принесли чемодан денег и было бы доказано, что это взятки, которая брала фон дер Ляйен, в Европарламенте в итоге заявили бы, что «вам это все только кажется». Очевидно, что там сегодня засели сторонники агрессивных либеральных идей, которые пытаются подтолкнуть свои народы с прямой конфронтации с Россией.
Заблудшая Европа
- Между тем милитаризация Европы сегодня у многих вызывает обеспокоенность. На этой неделе замглавы МИД России Александр Грушко заявил, что страны НАТО и ЕС «конкретно готовятся к военному столкновению с Российской Федерацией», что «мы должны спокойно продолжать обеспечивать свою безопасность и обороноспособность», но «надо готовиться к худшему». Как считаете, что помешает реализации планов нового «крестового похода» против нашей страны?
- Мы знаем Александра Грушко как опытнейшего политика, который прекрасно разбирается в вопросах международных отношений и в свое время выступал постпредом России при НАТО. Но все-таки в вопросе заявлений Европы о подготовке к войне с Россией моя личная субъективная позиция другая — воинственные заявления здесь выглядят больше бравадой, чем реальными планами.
- Почему?
- Все познается в сравнении, в том числе историческом. Сегодня ЕС в своем милитаризме очень напоминает Европу времен Гитлера. Тогда все закончилось походом на нашу страну. Но есть существенная разница между той и сегодняшней ситуацией: когда Германия 1930-х годов встала на путь войны, она уже оккупировала все европейские страны, кроме Великобритании, до которой попросту не добрались. И все они работали на рейх.
А сейчас как можно заставить все европейские страны встать на путь милитаризации в ущерб собственным социальным программам, например? Также крайне маловероятно, чтобы французские или голландские солдаты пошли в окопы воевать с Россией, а средний класс европейских государств добровольно затянул пояса ради такой войны. Тогда, в 1930-х годах, у европейцев был единый и жестокий начальник — Гитлер. А сейчас его нет, и даже не видно, кто им может стать. Мое мнение — в Европе никто не хочет рисковать своим благополучием ради отдельных антироссийски настроенных стран.
Есть и еще один важный момент — Европа может сегодня милитаризироваться хоть до посинения, но победить ядерную сверхдержаву в лице России она в любом случае не сможет. Никогда. Они никак не могут вбить себе в голову: если наступит час икс, мы, не раздумывая, используем весь имеющийся у нас арсенал вооружений.
- А как России, на ваш взгляд, стоит поступать, чтобы в Европе отказались от таких заблуждений?
- Возможно, им надо дать щелчок по носу — найти способ показать нашу мощь и силу. Вот Франция, например, решила производить на своей территории британские ракеты Storm Shadow, которые, как мы знаем, прилетают на нашу территорию, поражают наши объекты. Французы будто не понимают, что эти заводы становятся нашими законными целями. И если мы по ним когда-то ударим, то от предприятий, простите, мокрого места не останется.
Мерц раздражает немцев
- Канцлер Германии Мерц заявил, что «дипломатические средства урегулирования украинского конфликта исчерпаны» и что «поэтому мы будем продолжать поддержку Киева». К чему Мерц толкает Германию?
- Простите, но иногда после слов Мерца думаешь: а все ли у него в порядке с головой? Как Германия, экономика которой находится в стагнации, а в каких-то сферах — уже в рецессии, сможет поставлять кому-то оружие? Кто за это будет платить? Желающих-то нет. Даже США уже не хотят вкладываться в это.
Кроме того, мы же прекрасно знаем, что Германия, по сути, никаких дипломатических усилий по украинскому урегулированию не предпринимала. Если не считать того, что постоянно сталкивала Россию с государствами — постсоветскими республиками. И все эти заявления Мерца уже раздражают самих немцев. Недаром внутри страны зреет серьезная оппозиция канцлеру — например, в лице партии «Альтернатива для Германии».
- То есть канцлер Мерц, публично нагнетая воинственность в отношении России, выдает желаемое за действительное?
- Именно так. Берлину, считаю, важно понимать: в что случае еще одного большого конфликта с нашей страной Германия потерпит сокрушительное поражение, после которого может потерять, теперь уже навсегда, свою государственность.
- Президент США Дональд Трамп пообещал Зеленскому немедленно отправить десять ракет-перехватчиков для Patriot. Как прокомментируете?
- Это можно сравнить с выходом на трассу для гоночных автомобилей десяти велосипедистов — примерно такое преимущество получит Киев в результате таких поставок. Это ничто и больше напоминает издевку, чем серьезные намерения поставлять оружие на Украину.