Кремль на Южном Кавказе ждут капканы: Азербайджан, Израиль и Турция выдавливают Россию  на север

Агрессивная кампания, начатая Азербайджаном против России, — это попытка ударить по проекту международного коридора «Север-Юг», пишет издание National Interest.

Кремль на Южном Кавказе ждут капканы: Азербайджан, Израиль и Турция выдавливают Россию  на север
© Свободная пресса

Дипломатический кризис в отношениях с Азербайджаном нужно рассматривать именно в таком контексте, поскольку Иран играет во внешней политике России намного большую роль, нежели Азербайджан.

Центр восточноевропейских исследований Швеции (SCEEUS) пишет, что именно сейчас происходит полная перестройка политического пространства Южного Кавказа. Начавшись в 2022 году, она достигла пика: Армения готовится присоединиться к Евросоюзу, а Грузия, наоборот, окончательно отдалилась от Запада.

На этих противоречиях и пытаются играть богатые страны, которые еще недавно даже интереса к «мягкому подбрюшью» России не проявляли. И то, сохранит ли Россия влияние, зависит только от гибкости и профессионализма дипломатии.

National Interest: Азербайджан хотел отбить иранский грузопоток у России

Большая часть практических интересов Ирана сосредоточена в Дагестане. Расположение Дагестана на побережье Каспийского моря делает его жизненно важным связующим звеном с портами Ирана.

Иранский порт Бендер-Энзели - один из важнейших на Каспийском море, способный обрабатывать 10 млн тонн грузов (для сравнения: порт Баку - 15 млн тонн). Махачкалинский порт связан с иранским портом. Это единственный глубоководный объект России на Каспии, который может функционировать круглый год и принимать крупные суда.

Коридор «Север - Юг» включает сухопутные и морские маршруты, которые должны связать Россию и Иран с Персидским заливом, а также с Индией в обход западных санкций.

Проект получил новый импульс после 2022 года, пишет National Interest. Вице-премьер Марат Хуснуллин заявил, что коридор является одним из важнейших проектов России, предлагая новые экономические возможности для России на Ближнем Востоке и в Индии. Кроме того, «Север - Юг» должен частично разгрузить Транссиб.

Общая стоимость проекта составляет более $38 млрд, он должен быть завершён до 2030 года. Старший научный сотрудник Института оборонных исследований (RUSI) Эмили Феррис пишет, что такой крупный проект и вызывает противодействие игроков, не заинтересованных во взаимном укреплении России и Ирана. Среди них, в частности, Израиль, который имеет очень сильное экономическое влияние в Азербайджане.

Однако Россия заранее начала прорабатывать альтернативы коридора «Север-Юг», чтобы не зависеть от транзитного Азербайджана.

Заместитель директора Четвёртого департамента стран СНГ МИД России Дмитрий Масюк заявил о готовности Москвы к дальнейшей нормализации отношений с Тбилиси ради развития коридора «Север - Юг». Один из шагов - предоставление преференциального доступа грузинским товарам на российский рынок.

PISM: Россия начнет искать альтернативу Азербайджану в Грузии

Политолог Войцех Войташевич из Польского института международных исследований (PISM) пишет, что для сближения России и Грузии (особенно на фоне агрессивной политики Азербайджана) есть все условия.

Правящая «Грузинская мечта» демонстрирует заметный антизападный поворот в своей внешней политике, Грузия не присоединилась к западным санкциям против России. Отношения Грузии с Евросоюзом и США значительно ухудшились. Евросоюз приостановил финансовую помощь правительству на сумму €121 млн и отменил встречи с грузинскими чиновниками.

Единственным европейским лидером, посетившим Грузию после выборов, стал премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. Венгрия заблокировала антигрузинские санкции Евросоюза, однако некоторые страны, такие как Латвия, Литва, Чехия, Германия, Польша, а также Украина и Великобритания, ввели свои собственные ограничения против грузинского правительства.

США также приостановили стратегическое партнерство с Грузией и ввели первые финансовые санкции против властей страны. Агрессивная политика Запада сама подталкивает Грузию в объятия России, тем более у них есть множество общих экономических интересов, подчеркивает Войцех Войташевич.

Однако все большую роль в Грузии играет Китай: в 2023 году страны подписали соглашение о стратегическом партнерстве, а также соглашения о свободной торговле и безвизовом въезде.

Увеличение китайского влияния в Грузии проявляется через установление прямых авиасообщений и возможность преподавания китайского языка как второго иностранного. Кроме того, китайские государственные компании получают контракты на реализацию различных проектов в стране, пишет PISM.

В этой ситуации России точно потребуется всё искусство дипломатии, поскольку на Южном Кавказе переплетаются интересы многих крупных игроков.

Именно в этом контексте стоит рассматривать и нынешнее обострение отношений между Москвой и Баку.

Тем самым Китай становится конкурентом России в вопросе влияния на Южный Кавказ, и с этим нужно считаться даже больше, чем с агрессивными попытками Израиля давить на Азербайджан.