Одной из ключевых тем деловой программы Петербургского международного экономического форума, который проходит с 18 по 21 июня, стало развитие образования и подготовка кадров. На сессии «Кадровый дефицит и стратегии его преодоления», состоявшейся в рамках форума малого и среднего предпринимательства, старший директор НИУ ВШЭ Андрей Лавров рассказал о роли ДПО в решении кадровой проблемы.
Открывая дискуссию, модератор сессии Сергей Нуждин, член президиума правления Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», назвал дефицит кадров одной из самых актуальных проблем страны и экономики в целом.
Андрей Лавров обратил внимание, что решать эту проблему нужно здесь и сейчас, так что говорить о долгосрочных стратегиях, в том числе об изменениях подходов к университетскому образованию, в этом контексте было бы неправильно. «Университет — это не поставщик кадров на рынок труда, а среда, которая создает людей, способных в разные периоды жизни и карьеры реагировать на изменения», — отметил он.
По оценке старшего директора НИУ ВШЭ, правильно отреагировать на эти изменения помогает ДПО. В Вышке портфель программ ДПО формируется с учетом запросов потребителей, которых условно можно поделить на две половины. Первая половина — работодатели, которые обращаются в университет с просьбой обучить своих сотрудников, вторая — люди, которые хотят самостоятельно заниматься развитием своих квалификаций.
«Мы ориентируемся в первую очередь на таких людей. Если брать максимально широко, их возраст — от 25 до 45 лет, то есть это не вчерашние студенты», — уточнил Андрей Лавров. Понятно, что, например, технологии ИИ, на которые у них есть спрос сегодня, было невозможно освоить раньше, в рамках высшего образования, потому что таких технологий вообще не было.
«Мы немного недооцениваем систему дополнительного образования. Я глубоко убежден, что образовательная траектория человека, начавшись в глубоком детстве, ни в коем случае не должна заканчиваться получением диплома о высшем образовании. Чтобы каждый человек был конкурентоспособным, чтобы проблема кадрового дефицита не возникала, нужно формировать культуру непрерывного образования людей», — считает Андрей Лавров.
«Вызов и ответственность университетов — создавать такие программы ДПО, которые, с одной стороны, нужны людям, а с другой — делают их более конкурентоспособными», — заключил старший директор НИУ ВШЭ.
На сессии были рассмотрены и другие подходы к решению кадровой проблемы.
Владислав Гриб, заместитель секретаря Общественной палаты Российской Федерации, предложил создавать в дружественных странах российские колледжи, университеты и давать их выпускникам приоритет при трудоустройстве в нашей стране.
Сергей Морозов, депутат Госдумы, федеральный координатор проекта «Выбирай свое», рассказал о нацпроекте «Кадры», сравнив условия его реализации с эпохой первых пятилеток.
Александр Вайно, директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив, акцентировал внимание на формировании интереса молодых людей к работе на стратегически важных предприятиях, в первую очередь промышленных, в своих регионах.
Елена Диденко, проректор по ДПО Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, предложила перенастроить службы занятости, сделать их более клиентоцентричными.
Наталия Вершинина-Адельман, директор, ООО «Частное агентство занятости региональная биржа труда», рассказала об инфраструктурных решениях по привлечению квалифицированных кадров из стран БРИКС.
В завершение сессии ее участникам был представлен проект «Зачем ты нужен дома», в рамках которого осуществляется профессиональная социализация молодежи.