Закон, устанавливающий систему муниципального управления на территории области, приняли сразу в двух чтениях на 57-м заседании регионального парламента. Необходимость его разработки была вызвана принятием федерального закона от 20.03.2025 № 33-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти" в рамках заключительного этапа реформы, заложенной конституционными изменениями 2020 года.
Региональным законом регулируются отдельные вопросы, связанные с формированием, организацией и деятельностью органов местного самоуправления муниципальных образований.
Один из важнейших моментов здесь - модель местного самоуправления. Федеральное законодательство предоставило регионам право самим определять его структуру: двухуровневую или одноуровневую.
Одноуровневая структура подразумевает, что все населенные пункты, входящие в состав городского или муниципального округа, не являются самостоятельными муниципальными образованиями, не имеют собственных бюджетов и органов местной власти. Вопросами местного самоуправления занимаются органы муниципального (городского) округа.
А при двухуровневой модели в составе муниципального района (или внутри городских районов в составе городского округа) существуют городские и сельские поселения. У них есть собственные глава, администрация, представительный орган - сельсовет или горсовет, а также отдельный бюджет.
- В Воронежской области было решено сохранить двухуровневую систему организации местного самоуправления (городские округа, муниципальные округа, муниципальные районы, городские и сельские поселения) с учетом социально-экономических и культурных особенностей региона, - отметил председатель Воронежской областной думы Владимир Нетесов. - Это позволит поддерживать традиционный сельский уклад, эффективно решать вопросы жизнедеятельности населенных пунктов, особенно небольших. Обсуждение, в том числе с представителями муниципальных образований и экспертами, показало, что подавляющее большинство высказалось за сохранение нынешней модели. Мы исходили из того, что местная власть ближе к людям, пользуется заслуженным авторитетом среди земляков и к ее представителям обращаются с самыми чувствительными вопросами. При этом они могут максимально оперативно доводить актуальную информацию до представителей исполнительных органов региона.
Также законом определены структура и наименование органов местного самоуправления, способы формирования местных советов, способы избрания глав муниципальных образований, срок их полномочий, дополнительные требования к кандидатам на должность главы муниципального образования (касается уровня их образования) и другие вопросы.
Принятым документом отдельно определен способ избрания главы Воронежа: он избирается городской думой из числа кандидатов, представленных губернатором Воронежской области. Законом также перечислено, кто вправе вносить предложения губернатору области по кандидатуре на должность главы - это политические партии, члены которых представлены в Государственной и областной думах, совет муниципальных образований области, Общественная палата региона и "Всероссийская ассоциация развития местного самоуправления".
Среди других заметных новшеств - при всех способах избрания глава муниципального образования одновременно возглавляет местную администрацию.