Демографический взрыв мозга: «Пусть рождаемость обеспечат губернаторы!»
Для российских регионов решили ввести ключевой показатель эффективности, KPI (Key Performance Indicators) по рождаемости. Так оценят эффективность работы губернаторов, сообщила заместитель председателя правительства России Татьяна Голикова. Суммарный коэффициент рождаемости (СКР) впервые станет одним из главных показателей, по которым оценят деятельность глав субъектов. Применяться он будет, начиная со следующего 2026 года, когда работу губернаторов сравнят с текущим 2025-м.
Вообще разные ключевые показатели или критерии оценки эффективности региональных руководителей введены по указу президента. СКР появился среди них вместе с ежегодными ассигнованиями в размере 13 миллиардов на все регионы, но в федеральном бюджете.
То ли это для стимулирования властей, то ли для жителей регионов, то ли все вместе? По данным Росстата за 2024 год, по сравнению с 2023-м СКР в РФ почти не изменился, оставшись на уровне 1,4. При этом в 18 регионах страны наблюдается рост рождаемости.
В мире самый высокий СКР в Нигере – 6,96, самый низкий в Южной Корее – 0,72, в среднем по планете он равен 2,3. Россия с её 1,42 спряталась между Республикой Косово и Кубой на 163 месте из 205 стран. Беларусь на 182 месте, а Украина на 198-м.
По регионам же России – в историческом центре, на её Северо-Западе и на Юге, положение похуже чем в среднем по стране. Хотя в Костромской области этот показатель 1,55 и растет, как и в Карелии, Коми и Ненецком автономном округе. На Урале он получше, на Кавказе – совсем неплохо, в Дагестане и Ингушетии. А в Чечне СКР вообще 2,66! Чуть ниже, но тоже неплохо в республиках Алтай и Тыва.
Председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов считает, что подобное выделение СКР имеет право на существование:
– Суммарный коэффициент рождаемости – это условное количество детей на одну женщину фертильного возраста, если совсем упростить, число детей на одну семью. Но вопрос-то не в этих «соревнованиях коэффициентов», а в том, что в стране нужно осуществить переход от нынешней средней «полуторадетной» семьи, к «двух с половинодетной». А сделать это титанически сложно.
Это, примерно, как от сохи, из невооруженного машинами сельского хозяйства перейти к современному, укомплектованному машинами – причем везде, в каждом уголке. Грубо говоря, из 1925-го года ХХ века перескочить в 1955-й год, совершив колоссальный цивилизационный переход.
При этом во всем мире никто не знает, почему люди не рожают. То есть обсуждать можно сколько угодно, излагать очень правильные мысли, но по факту везде «чума малодетности». Молодежь не хочет рожать, и чем дальше, тем хуже. Это колоссальная проблема.
«СП»: В Африке неплохо рожают…
– Нет, вы неправы, в Африке рождаемость падает критически быстро. Если брать СКР в Нигерии 30 лет назад, когда там было 7 детей на одну женщину, то сейчас он уже 4,5 ребенка. Все прогнозы ООН говорят не о перенаселении, хотя в общем мировое население по инерции еще будет расти, речь заходит о «демографической зиме». В 2035-2036 году в целом суммарный коэффициент рождаемости человечества упадет ниже уровня простого демографического воспроизводства, а это 2,15%.
И вот мы читаем и слушаем уважаемую госпожу Голикову, говорящую о показателях работы глав регионов. Здесь явлен весь уровень управленческого коллапса. Представьте, если бы проблему коллективизации и индустриализации 30-х годов… свалили бы на регионы.
«СП»: В Китае что-то подобное было во времена Мао, эксперимент по выплавке чугуна.
– В каждом деревенском дворе решили поставить по доменной печи – так называемый «Великий скачок». В результате, хотя данные и закрыты, но, по разным оценкам, несколько десятков миллионов человек погибло.
Еще раз подчеркну, стране нужно совершить рывок, революцию в социально, культурной и технологической сфере, чтобы перестать вымирать. И в этот момент Татьяна Голикова вместо того, чтобы сконцентрировать все немногочисленные силы и ресурсы на решение этой проблемы, говорит – а посмотрим, как работают 89 губернаторов? Насколько успешно в этом деле продвигаются?
Это означает, что федеральный центр перекладывает проблему и ответственность на региональный уровень, будучи не способен решить её сам – это и есть суть ситуации.
«СП»: Ну а как вице-премьер решит этот вопрос, если вы говорите, что решения его нет нигде в мире?
– Извините, но в 1940 году тоже не было ответа на вопрос, как создать атомную бомбу. А когда-то не было автомобилей. 40 лет назад ни у кого не было смартфонов. Если «никто в мире не знает», то значит все правильно? Мы, что вымирать собираемся?
Представьте, опять же, как тот же Сталин говорит: «Ну, товарищи члены Политбюро, атомное оружие до сих пор никто не создавал. Поэтому нечего и браться. Давайте подождем, когда создадут, начнут бросать этими бомбами, а там посмотрим» – получается примерно такой уровень рассуждений. Но я бы, честно говоря, посчитал, что необходимо с такими рассуждениями ставить к стенке.
«СП»: Что бы вы посоветовали, создать институт типа Курчатовского, но уже по демографии?
– Нет. Я бы посоветовал начать с себя. Рассказать, как на федеральном уровне будут этот коэффициент повышать. Вспомнить почему майским указом 2018 года было запланирован суммарный коэффициент в 2024 году довести до 1,7, а по факту он стал 1,4?
Представляете, в Российской Федерации, где Голикова выступала и выступает управленцем высокого уровня, уже провален суммарный коэффициент за прошедшие 6 лет! И теперь спрашивают: «Губернаторы, как вы будете повышать СКР?»
Поймите, нужен прорыв, рывок, концентрация всех сил страны. Это прежде всего колоссальный научный, мультидисциплинарный вопрос, но он требует для своего решения и управленческих действий.
Нынешний спад рождаемости – это, условно говоря наша «Сталинградская битва». И здесь нужно прежде всего полководческое искусство. А у нас, вместо его проявления, хотят губернаторов, так сказать, щелкать по носу за их грехи. И при этом сами все провалили в предыдущие годы.