Госдума приняла закон о регулировании платного приема в вузы

С 1 сентября нынешнего года правительство России сможет регулировать объемы платного приема на обучение в высших учебных заведениях. Такой закон единогласно приняла Госдума. Кабмин будет утверждать перечень направлений подготовки и специальностей, по которым определяется предельное количество мест на платной основе.

Госдума приняла закон о регулировании платного приема в вузы
© Российская Газета

Глава Минобрнауки Валерий Фальков объяснил депутатам, что будет учитываться при распределении платных мест в вузах. По его словам, прежде всего это качество приема в вуз (средний балл ЕГЭ поступающих, количество победителей и призеров школьных олимпиад). Еще один фактор - трудоустройство выпускников. И третий - размер их заработной платы.

Для того, чтобы на основании этих критериев определить предельный объем платных мест, свои предложения представят Минтруд, Минэкономразвития и Минобрнауки. Лимиты будут устанавливаться по каждой специальности отдельно.

Принятие нового закона не повлияет на количество бюджетных мест

Согласно закону кабмин также определит условия, размеры и порядок предоставления кредитов на выгодных условиях для определенных специальностей, которые нужны стране для обеспечения технологического лидерства России.

Фальков уточнил, что льготные кредиты на обучение с момента вступления в силу закона будут выдавать только на приоритетные направления. Среди них он назвал инженерно-технические, медицинские и педагогические специальности. Пока что треть таких образовательных кредитов выдается на обучение по экономике, управлению и праву. "Там, где как раз мы понимаем с вами, что переизбыток кадров, ну и с качеством есть вопрос", - сказал Фальков.

Министр назвал условия выдачи таких кредитов: "Возраст начинается с 14 лет, не требуется обеспечение, ставка на уровне 3 процентов, срок выплаты заемных средств до 15 лет".

Один из авторов инициативы, председатель Госдумы Вячеслав Володин, обратил внимание на тот факт, что в настоящее время 56 процентов студентов, обучающихся в государственных и частных вузах, получают образование на платной основе. При этом значительная часть из них (более 42 процентов) изучают экономические и юридические дисциплины. Это ставит под сомнение, насколько высшее образование ориентировано на потребности рынка труда. "Мы же сами создаем проблемы безработных, - пояснил он на пленарном заседании, - поэтому если и финансировать, то те направления, которые востребованы. У нас сегодня дефицит кадров и в здравоохранении, и в системе образования, и нам крайне важно готовить специалистов инженерных направлений".

По оценке Володина, изменения нацелены на повышение качества образования, они сориентируют систему образования на потребности экономики. "Мы надеемся, что министерство науки и высшего образования внесет необходимые предложения по принятию подзаконных актов, - заявил спикер Госдумы. - И сделает все для того, чтобы нормы закона эффективно были реализованы".

Принятие нового закона ни в коем случае не повлияет на количество бюджетных мест, оно останется "на таком же рекордно высоком уровне", заявил первый зампред Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Александр Мажуга. Он привел данные о том, что ежегодно в университеты России поступает около миллиона первокурсников, из них 425 тысяч - именно на бюджет.

Комментарий

Алексей Говырин, член Комитета Госдумы по малому и среднему предпринимательству:

"До принятия такого закона университетам было позволено увеличивать платный прием по востребованным направлениям, не всегда исходя из интересов подготовки кадров для национальной экономики, а скорее с оглядкой на рыночный спрос и финансовые потребности самих учреждений.

Принятые сегодня изменения позволяют учитывать стратегические приоритеты развития страны. К примеру, если необходимо стимулировать приток студентов в инженерные, медицинские или педагогические специальности, логично ограничить платный прием на направления, которые уже переполнены, и наоборот - предоставить вузам возможности развивать приоритетные направления.

Более того, регулирование объема платных мест не исключает академическую автономию: речь идет не о вмешательстве в содержание программ или кадровую политику, а о перераспределении ответственности за то, насколько справедливо и рационально формируются условия доступа к образованию.

Это по сути внедрение государственного контроля в сам механизм, который влияет на весь ландшафт высшего образования: как с точки зрения профессиональной структуры выпускников, так и в аспекте доступности образования для разных социальных групп".