На Россию опять упал сбитый Киевом в небе над Донбассом "Боинг" - уже в который раз

Международная организация гражданской авиации (ИКАО) поддержала позицию Австралии и Нидерландов в споре с Россией по поводу крушения малайзийского Boeing 777 рейса MH17 в Донбассе в 2014 году. Об этом со ссылкой на заявление МИД Нидерландов сообщает ТАСС.

На Россию опять упал сбитый Киевом в небе над Донбассом "Боинг" - уже в который раз
© Свободная пресса

Согласно информации голландского внешнеполитического ведомства, «подавляющее большинство» членов Совета ИКАО якобы признали, что «Россия несет ответственность за то, что произошло с самолётом, выполнявшим рейс MH17 Амстердам - Куала-Лумпур». И в ближайшие недели будет рассматриваться вопрос, «в какой форме необходимо возмещение ущерба». В связи с этим Канберра и Амстердам просят Совет ИКАО обязать Москву начать переговоры и содействовать этому процессу.

Весной 2022 года Австралия с Нидерландами инициировали разбирательство в рамках этой организации с намерением добиться обвинения России в нарушении Конвенции о международной гражданской авиации, известной как Чикагская конвенция, которая запрещает применение оружия против гражданских самолетов в полете. Также они требовали, чтобы Россия возместила «ущерб, причиненный нарушением правил».

То есть виновный фактически уже был назначен. Притом что Москва с самого начала отвергала обвинения в причастности к крушению лайнера.

В июне 2024 года наш МИД объявил, что Россия прекращает свое участие в споре с Австралией и Нидерландами по делу MH17 в Совете ИКАО. Поскольку, как объяснили в ведомстве, нашей стране «не было представлено возможности полноценно участвовать в техническом расследовании СБН (Совета по национальной безопасности Нидерландов – ред.), а его окончательные выводы содержат значительное число неточностей и нестыковок». Кроме того, Россию не допустили к участию в Совместной следственной группе (ССГ), а в нее вошли государства (Австралия, Бельгия, Малайзия, Нидерланды и Украина), «не только прямо заинтересованные в результате расследования ввиду своей вовлеченности в инцидент, но и политически ангажированные против России».

Напомним, Boeing 777 «Малайзийских авиалиний», разбился в Донбассе близ села Грабово 17 июля 2014 года. На борту находились 298 человек – все они погибли. Причем обломки еще не остыли, а Запад и киевский режим уже обвинили в уничтожении лайнера Москву и «пророссийских сепаратистов». Утверждалось, что рейс МН17 был якобы сбит из установки ЗРК «Бук», которую привезли на трейлере из России, а потом вывезли обратно. В качестве доказательства западные обличители ссылались на некие фото и видео из соцсетей в интернете, которые, как позже выяснилось, оказались подделкой.

Расследование катастрофы продолжалось несколько лет, и в ноябре 2022-го Окружной суд в Гааге вынес приговор по делу, признав виновными россиян Игоря Стрелкова (Гиркина), Сергея Дубинского и украинца Леонида Харченко. Все они заочно получили пожизненное заключение. Четвертый обвиняемый – Олег Пулатов – был оправдан.

Несмотря на абсурдность «доказательств», суд пришел к выводу, что Boeing был сбит из российского ЗРК «Бук» с поля под поселком Первомайский. При этом были отвергнуты доводы производителя «Буков» – концерна «Алмаз-Антей о том, что ракета, которой поражен самолет, не стоит на вооружении ВС России, зато именно такие использовались украинской армией. И что запуск произошёл с территории, контролировавшейся Украиной.

Также в суде почему-то не обратили внимания на тот факт, что Киев отказался обнародовать записи переговоров днепропетровских диспетчеров и экипажа малайзийского лайнера. Да и сами диспетчеры, которые повели пассажирский самолет над районом боевых действий в Донбассе, потом куда-то исчезли.

В стороне остались и Соединенные Штаты. Они так и не предоставили следствию данные со своих спутников, которые могли указать на непосредственного виновника трагедии.

МИД РФ тогда выпустил официальное заявление, в котором выразил «глубокое сожаление», что Гаагский трибунал «пренебрег принципами беспристрастного правосудия в угоду текущей политической конъюнктуре, нанеся тем самым серьезный репутационный удар по всей судебной системе Нидерландов».

Нет никаких сомнений, что голландский суд выполнял изначальный заказ и, в общем, с этой задачей справился.

Но зачем на Западе снова решили поднять эту тему, которая, казалось бы, давно ушла с первых полос европейских и американских СМИ?

Этот вопрос «СП» адресовала известному политику, бывшему депутату Верховной рады Спиридону Килинкарову:

- Мне кажется, тут нет никакого секрета, почему именно сейчас они смахнули пыль с этой темы и снова пытаются ее актуализировать. Во-первых, это происходит на фоне возобновления российско-американского диалога, чему на Западе не все рады. А главное, мы только что отметили 80-летие Победы над гитлеровской Германией.

И прошедший в Москве праздничный парад с участием целого рада стран, разделяющих значение этой даты, показал, что изоляции России, о которого так много говорили западные «партнеры», на самом деле нет. По большому счету ее и не было, но сегодня это стало уже очевидным для всех.

То есть нужно продолжать демонизировать Россию, заново создавать ее негативный образ. Для этого, в том числе, они и решили поднять эту тему о сбитом Boeing.

Иначе я это объяснить не могу. Потому что любой здравомыслящий человек, мне кажется, оценивая то, как проходил сам этот процесс, придет к однозначному выводу – решение суда было политически мотивированно.

«СП»: Можно ли считать, что теперь в этом деле поставлена точка?

- Разумеется, нет. Мы не можем считать расследование объективным, поскольку Россия даже не была к нему допущена. Обвинения, повторюсь, просто политически мотивированы без всяких доказательств. Поэтому, конечно, точку здесь ставить рано.

И Россия не обязана вести с ними какие бы то ни было переговоры в отношении решения их суда, который прошел без участия другой стороны. Причем не по ее воле.

«СП»: Должны ли мы признать выводы Совета ИКАО и подчиниться требованию о возмещении ущерба?

- Я вообще не очень уверен, что в компетенции этой организации вести подобного рода разбирательства. Тем более, принуждать Россию к каким-то компенсациям.

Скорее, это Нидерланды с Австралией будут требовать возмещения ущерба, возможно, через суд. России же, со своей стороны, придется как-то на это реагировать.

Но смысла вести с ними какие-то переговоры по этому поводу, уверен, нет никакого. Потому что это не те люди, с кем можно о чем-то всерьез разговаривать, учитывая, какой этап мы прошли, по крайней мере, с момента этой трагедии.

Не вижу необходимости здесь никакого диалога.

Ну, чем они могут грозить? Арестом какого-то имущества? Россия тогда в ответ зеркально отреагирует в отношении их имущества. И этот политический пинг-понг может продолжаться достаточно долго.

«СП»: Скажите, а правду, которую лицемерный Запад так усиленно скрывает, мир когда-нибудь узнает?

- Думаю, что такое время наступит. Позиция Малайзия в этом вопросе, во всяком случае, более адекватная, чем позиция тех, кто вроде бы должен был во всем разобраться, а на самом деле сводил это дело к абсолютно политическому процессу, чтобы обвинить Россию, исходя из каких-то своих определенных политических целей и задач.

Пока ситуация такая, что мы находимся в противостоянии с теми, кто нас пытается осуждать. Поэтому правда на данном этапе западникам не нужна.

Возможно, ситуация изменится, политические лица поменяются на Западе. Много чего может произойти, мир настолько динамичный - сегодня так, а завтра – по-другому.

Надеюсь, что наступят лучшие времена для более объективной оценки событий. Но сейчас я не вижу повода, чтобы особо переживать, хотя бы потому, что все прекрасно понимают, что проведенное расследование крушения рейса MH17 было необъективно. А решение голландского суда абсолютно неправовое.

В Кремле выводы ИКАО о «вине России» в крушении MH17 также не оставили без внимания.

«Наша позиция хорошо известна. Вы знаете, что Россия не была страной, которая принимала участие в расследовании этого происшествия. Поэтому все ангажированные какие-то выводы мы не принимаем», - заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков журналистам.