Стамбул 15.05.25: что будут обсуждать Россия и Украина
Главными вопросами на переговорах Москвы и Киева в Стамбуле 15 мая, о возможности проведения которых ранее заявил президент России, могут стать отказ Киева от территорий, статус Запорожской АЭС, использование Украиной Днепра и ее выход к Черному морю. Об этом заявил специальный посланник президента США Стив Уиткофф. О том, насколько это отвечает интересам российской стороны, «Парламентская газета» спросила у первого замглавы Комитета Совета Федерации по международным делам Владимира Джабарова.
— Владимир Михайлович, как прокомментируете заявление Уиткоффа?
— Актуальные вопросы для переговоров между Россией и Украиной были поставлены еще на стамбульских встречах представителей двух стран в марте — апреле 2022 года. Тогда, напомню, было достигнуто даже предварительное соглашение, но Киев от него отказался без объяснения причин и продолжил активные боевые действия против России.
Хочу отметить, что мы с большим уважением относимся к миссии г-на Уиткоффа — он на самом деле человек серьезный и взвешенный. Но что касается Запорожской АЭС, то она находится на территории РФ. Поэтому лично я не вижу никаких оснований для включения темы ее использования в круг обсуждаемых вопросов.
— А как относитесь к теме выхода Украины к Черному морю?
— Выскажу свою субъективную точку зрения. Считаю, что нынешняя Украина его не заслужила. Потому что сохранение выхода к Черному морю в районе Одессы или Николаева означает сегодня наличие постоянной военной угрозы для России. Именно из этих районов летят на нас беспилотники, ракеты, оттуда направляются беспилотные катера, которые атакуют российские корабли, Крымский мост, другие наши объекты.
Не исключаю, что на переговорах может быть поднят вопрос о том, чтобы сделать украинское черноморское побережье полностью демилитаризованной зоной. И наверняка тогда Украина и мы заживем спокойно. В любом случае определение тем — предмет работы нашей переговорной группы, которая будет обсуждать те или иные вопросы, докладывать о результатах обсуждений нашему Верховному главнокомандующему, после чего уже будут приниматься решения, куда в переговорном процессе нам двигаться дальше.
— По словам того же Уиткоффа, США рассчитывают стать посредниками в переговорах Москвы и Киева. Как считаете, так и произойдет?
— Мы уже видели, что в Белом доме приветствовали предложение России о переговорах с Киевом. Думаю, что на этом этапе президент Трамп может считать свою функцию в украинском урегулировании выполненной — он вполне может отчитаться о том, что Вашингтон решил вопрос о начале переговоров двух воюющих сторон. Для Трампа такая позиция США очень важна. А вот дальше заниматься ролью посредника ему, предположу, не очень захочется: сегодня у Трампа своих дел по горло. В мире есть масса горячих точек, которые требуют пристального внимания главы Белого дома.
Полагаю, американцы будут рады отойти от украинской темы на данном этапе. К такой точки зрения, судя по заявлениям из Вашингтона, склоняются и глава Госдепа Рубио, и вице-президент Вэнс. Стоит отметить, что в участии США как посредника на российско-украинских переговорах очень заинтересованы западноевропейские союзники Вашингтона по НАТО — они давно привыкли, и им очень нравится прикрываться Штатами как щитом в вопросах украинского урегулирования. Похоже, в Вашингтоне на такую роль сегодня не согласны.
— А нужны ли вообще посредники на возможных переговорах Москвы и Киева?
— Тему о необходимости западного посредничества уже активно муссируют в Англии, Франции, Германии. Тем самым они признают, что являются, по сути, участниками конфликта. Это значит, что за нами остается право относиться к перечисленным странам так же, как мы сейчас относимся к Украине. Не знаю, отдают ли себе в этом отчет в Лондоне, Париже или Берлине — порой создается впечатление, что нынешние европолитики потеряли ориентацию в пространстве.
На мой взгляд, делать представителям стран ЕС и Лондона на переговорах Москвы и Киева нечего — ничего хорошего от их вмешательства не будет ни для Украины, ни для Запада. Знаете, есть у нас старая мальчишеская присказка: двое дерутся — третий не вмешивается. Считаю, что мы вполне способны сами, без посредников договориться с украинцами об урегулировании конфликта.