Что будет регулировать «закон о маркетплейсах» и кого он коснется: подробности новой инициативы

Предложения Госдумы Модератором круглого стола стала депутат Государственной Думы Яна Лантратова. «Цифровая торговля перестала быть просто альтернативой традиционным магазинам - она стала новой реальностью, меняющей потребительские привычки, бизнес-модели и даже социальные отношения в нашем обществе. Когда мы говорим о цифровой торговле, мы понимаем, что это не просто ряд технологических платформ для совершения покупок», - отметила она важность вопроса об электронной торговле. Представители Государственной думы отмечают рост электронной торговли за последние годы. Несмотря на очевидные плюсы, новая тенденция позволила маркетплейсам устанавливать свои условия работы, часто в ущерб производителям товаров и покупателям. Такая ситуация вызвана отсутствием общего закона, регулирующего электронную торговлю, считают депутаты. «Это очень важный сектор нашей экономики. При этом очень быстро растущий. Сегодня существует ряд крупных игроков, имена которых у всех на слуху – у них десятки тысяч пунктов по всей стране. Но в электронной коммерции заняты очень много мелких компаний и самозанятых. Отношения всех игроков рынка требуют серьезного регулирования», – открыл круглый стол председатель партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов. Вторая проблема маркетплейсов в том, что они не подчиняются уже существующим законам о торговле из-за неопределенного статуса электронных торговых площадок. «Онлайн-торговля не обременена законами о торговле, поэтому обладает несомненными преимуществами», – считает председатель комитета Государственной думы по защите конкуренции Валерий Гартунг. В своем выступлении он призвал наложить на электронную торговлю ограничения, которые коснутся крупных игроков электронной торговли, чтобы не допустить их монополии, а также защитить интересы всех участников рынка. «Надо идти между двумя крайностями. Ограничивать российскую онлайн-торговлю мы не должны, условия должны быть не хуже, чем у иностранных компаний. Вторая крайность – защита интересов граждан и продавцов», – заключил Гартунг. Таким образом, депутаты выдвинули несколько рабочих предложений, которые должны лечь в основу фундаментального закона «о маркетплейсах»: Онлайн- и офлайн-торговля должны подчиняться общим правилам проверки качества; Все электронные площадки должны работать в условиях равной конкуренции; Маркетплейсы не должны в одностороннем порядке устанавливать новые правила, тем более если они нарушают права потребителей; Необходимо ввести ограничения на онлайн-скидки и акции со стороны маркетплейсов, поскольку это дает преимущества перед офлайн-торговлей; Следует подчинить маркетплейсы действующим законам о торговле, для чего перевести их из статуса информационных агентов в статус продавцов товаров. Позиция министерства и общественников Со стороны правительства на круглом столе выступил первый заместитель главы Минэкономики Максим Колесников. По словам выступающего, бурный рост электронной торговли привел к нарастающем проблемам, поэтому Министерство экономического развития готовит свои предложения к законопроекту о платформенной экономике. «Это не торговля в чистом виде. Все платформы работают в качестве агента, не ставя продаваемые товары на свой баланс. Эта специфика привела к дисбалансу интересов рынка: маркетплейсы могут ранжировать в выдаче товары разных производителей как хотят», – рассказал Максим Колесников. Он озвучил ключевые принципы, которым следует министерство при разработке закона. Защитить бизнес от изменения условий работы со стороны маркетплейсов; Для решения конфликтов ввести систему жалоб на платформу электронной торговли со стороны пунктов выдачи и производителей товаров; Для защиты прав потребителей ввести обязательную проверку товаров со стороны маркетплейсов. Круглый стол собрал и представителей бизнеса: производителей и продавцов товаров на маркетплейсах. Как отмечает вице-президент «Опоры России» Владлен Максимов, при разработке законопроектов надо рассматривать проблемы всех участников электронной торговли. Защищая права продавцов, нельзя принимать решения, которые шли бы вразрез с интересами электронных площадок. «Представим, что покупатель заказал 30 платьев. Все их померил в пункте выдачи и перемерил, одно купил. Еще 29 платьев будут путешествовать по стране, и пока не вернутся к продавцу, он их заново не продаст. Кто за это должен платить? Маркетплейс? Покупатель?» – привел заключительный пример Максимов. Все предложения, озвученные на круглом столе, будут рассмотрены при подготовке законопроекта. Обсуждение продолжится в профильных комитетах Госдумы в течение ближайших месяцев. Фото: ФедералПресс / Денис Коробейников

Что будет регулировать «закон о маркетплейсах» и кого он коснется: подробности новой инициативы
© РИА "ФедералПресс"