Ирина Гордина выступила на Экспертном Совете при Минобрнауки

Эксперты обсудили вопросы дополнительного профессионального образования, переподготовки и непрерывного образования.

Ирина Гордина выступила на Экспертном Совете при Минобрнауки
© РБК Компании

Заместитель генерального директора CUSTIS, директор мероприятий ИОТ-сообщества Ирина Гордина отметила, что университетам в настоящее время необходимо трансформировать образовательную политику с учетом требований времени, а именно запросу на мотивированных специалистов с уникальной сборкой компетенций. Сейчас анализом попыток решения этих задач занимается обновленный ИОТ-консорциум.

Председатель Экспертного Совета Государственной Думы РФ по вопросам дополнительного профессионального образования, переподготовки, непрерывного образования, заместитель Директора Института образования ВШЭ Илья Коршунов отметил: «Мы проводим наше заседание в интересный момент, когда утверждены основные программы развития, понятны основные национальные и федеральные проекты. Необходимо, чтобы сотрудники и работники наших образовательных организаций были воодушевлены на эти изменения. Мы должны не только быть сосредоточены на каких-то конкретных технологиях, но и на духе наших сотрудников».

Сопредседатель Экспертного Совета, научный руководитель Экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сженов обозначил контуры обсуждения: «Большие смысловые маяки расставлены. Мы понимаем, к чему стремиться, понимаем количественные показатели, сколько нам нужно подготовить кадров, по каким направлениям приоритетно определять КЦП, где нужно больше кооперироваться губернаторским командам и федеральным органам исполнительной власти, бизнесу — для того, чтобы готовить специалистов по приоритетным направлениям для задач нашей экономики. На днях наши коллеги из CUSTIS собрали лучшие университеты, методологов и обсудили стратегии образования. Наша миссия в том, чтобы делиться практиками и укреплять друг друга, вузам нужны работающие связки, технологии и лидеры изменений. Основной дефицит — в понимании, в дисбалансе между смысловыми маяками. Государство говорит, что в национальных проектах «Молодежь и дети», «Кадры» и других заложены определенные контрольные точки, мы к ним идем. Но, к сожалению, у многих коллег на уровне реализации дорожной карты вуза нет понимания правильности, смыслов конкретных практик. И такой дефицит усиливает дисбаланс между госзаданием, ожиданиями абитуриентов и студентов, бизнеса, рынка в целом, а иногда даже ведет к потере идентичности вуза».

Первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по науке и высшему образованию, куратор Экспертного Совета Ксения Горячева поддержала дискуссию: «Технологии идут быстрее, чем человек успевает адаптироваться. Мы недавно говорили об адаптивном обучении, гибких учебных процессах, мне очень понравилась эта философия: не искусственный интеллект учит моего ребенка в школе и университете — его учит педагог, живой человек, искусственный интеллект лишь помогает ему освоить знания. А также, чтобы у нашего преподавателя появилась возможность выстраивать учебный план не по отстающим».

Заместитель генерального директора CUSTIS, директор мероприятий ИОТ-сообщества Ирина Гордина заявила: «Сейчас мы подошли к моменту, когда снова необходимо говорить не просто о высшем, а об университетском образовании, то есть образовании очень фундаментальном и широком. Всегда, за исключением периода обязательного распределения, у нас наполняемость отраслей, сильно зависела от текущего момента. И перемещение выпускников между отраслями не отражало полученного ими образования, если мы не говорим про медицинские, военные и совсем специализированные вузы. То, что сейчас вузам предстоит делать для своей образовательной политики, выглядит невероятно сложной задачей — мы планируем изучать попытки ее решения, удачные и провалившиеся, в рамках обновляемого ИОТ-консорциума. Сейчас в образовательной политике университетам приходится больше всего заботиться о глубине образования и, вместе с тем, о широте возможностей сочетания не связанных раньше специализаций. Все это в угоду формирующимся в ходе обучения интересам студента и во исполнение нужд рынка. Все вузы у себя все и одинаково качественно, очевидно, не откроют и не наполнят. Отсюда нужда в сетевых программах во время учебы и в университетских специализированных ДПО, куда специалисты придут после выпуска из основного университета добирать сочетанную новую специальность. Если это быстро не наладить, мы получим очень нехорошую историю — «поедет» и научная политика, и технологическая, и молодежная».

Ректор Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения Юлия Антохина подчеркнула: «Сегодня перед нами всеми стоит задача достижения технологического суверенитета. За суверенитетом далее следует лидерство. Министерство науки и высшего образования постоянно повышает нам планку, так как их основной задачей является достижение этого технологического лидерства. Для того, чтобы получить суверенитет или лидерство, необходимо определить основные три кита, на которых стоят эти задачи: кадры, технологии, финансирование. Эти три кита прошиты временем, которого у нас с вами сегодня нет, потому что технологии нейронных сетей и ИИ ускоряют жизненные циклы и реалии. Тот показатель, о котором сейчас так много говорят, — процент трудоустроенных по своей специальности, — важен, но не является центральным для определения качества подготовки по той или иной специальности в том или ином университете. Сегодня вся система образования в высших учебных заведениях имеет кардинально другой характер и функционал, нежели это было 15, 20 или 30 лет назад, когда только появилась молодая Россия».