Пашню под коттедж теперь не заберешь

В России находится примерно шестая часть плодородных сельскохозяйственных угодий планеты. Вместе с тем площади пригодных для агропроизводства и уровень плодородия земель постоянно сокращаются. С 1990 года потери составили 16 миллионов гектаров. В то же время значительны по масштабам площади неиспользуемых и нерационально используемых участков. Все эти факторы свидетельствуют о необходимости скорейшей модернизации регулирования в сфере землеустройства. Министерство сельского хозяйства предлагает ввести новые правовые понятия, основные принципы, перечень участников землеустроительных отношений и основания проведения землеустройства. Кроме того, следует уточнить полномочия федеральных и региональных органов, а также органов местного самоуправления. Соответствующий проект закона размещен на портале проектов нормативных правовых актов для общественного обсуждения. «Парламентская газета» выясняла подробности.

Пашню под коттедж теперь не заберешь
© Парламентская газета

Минус 16 миллионов гектаров

Планам использования земли как природного ресурса на основе информации о ее состоянии во всем мире придают большое значение. Россия — не исключение: в 2001 году был принят Федеральный закон «О землеустройстве», призванный внести ясность по этой теме. Однако с тех пор правовой акт претерпел столь много изменений, что определенность целеполагания в области землеустройства была утрачена, считает зампредседателя Комитета Госдумы по аграрным вопросам Юлия Оглоблина. В результате значительных пробелов в законодательстве по землеустройству сегодня не полностью проводятся мероприятия в области мониторинга земель, оценки их качества, утрачено назначение инвентаризации земель, размыто деление на внутрихозяйственное и территориальное землеустройство.

«Особое беспокойство вызывают земли сельскохозяйственного назначения. Еще десять лет назад обратила внимание на проблему учета сельхозземель. В настоящее время в отношении сельхозземель не реализуется правовой подход по отнесению к виду сельскохозяйственных угодий — пашня, сенокосы, пастбища, многолетние насаждения. Также отсутствуют границы особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, что создает условия для необоснованного и бесконтрольного выбытия таких земель из сельскохозяйственного оборота», — пояснила депутат «Парламентской газете», добавив, что с 1990 года площадь сельскохозяйственных угодий сократилась более чем на 16 миллионов гектаров.

Чтобы процесс потерь таких земель был контролируемым, на законодательном уровне сегодня создается дополнительная защита от необоснованного перевода сельхозземель в другую категорию. Юлия Оглоблина напомнила, что в первом чтении уже принят законопроект, совершенствующий правовое регулирование перевода сельхозземель.

«В механизм перевода сельхозземель закладывается принцип «двух ключей», то есть при принятии решения о переводе субъекту нужно получить отзыв Минсельхоза, в котором он укажет свою позицию относительно необходимости перевода», — уточнила парламентарий.

Помимо сокращения площади сельхозземель, отмечается и снижение уровня их плодородия, ухудшается экологическое состояние земель, увеличиваются площади, подверженные различным видам порчи и деградации.

«Притом что наша страна имеет высокий природный потенциал в агропромышленном комплексе, но в растениеводстве он пока реализован не в полную силу. При отсутствии полноценного мониторинга и оценки качества земель экстенсивный характер сельскохозяйственного производства приводит к истощению плодородия, фиксируется сокращение доли пахотных почв, обеспеченных питательными элементами и гумусом», — подчеркнула Юлия Оглоблина.

Целостное управление землей

Все эти факторы в совокупности закономерно привели к мысли о необходимости модернизации правового института землеустройства, чтобы всесторонне и целостно управлять землями. И прежде всего — сельскохозяйственного назначения. Законопроект Минсельхоза в том числе вводит новые правовые понятия, определяет основные принципы, перечень участников землеустроительных отношений, основания проведения землеустройства и состав мероприятий.

Отдельные разделы законопроекта определяют полномочия в области землеустройства федеральных и региональных органов, а также органов местного самоуправления. Вводится положение о планировании использования земель сельскохозяйственного назначения федерального значения, а также раздел, посвященный сельскохозяйственному территориальному зонированию земель в зависимости от почвенно-климатических факторов и пригодности земель для использования в сельскохозяйственном производстве.

Помимо этого, в документе выделяются территориальная зона особо ценных продуктивных сельхозземель, использование которых для других целей не допускается, а также территориальные зоны, классифицированные по продуктивности в целях интенсивного возделывания сельскохозяйственных культур в зависимости от уровня плодородия, пригодности для использования и наличия негативных свойств.

Чернозем — ресурс будущего

Для нашей страны вопрос актуальный. Примерно 40 процентов российских земель сельхозназначения относятся к черноземам. И если учесть тот факт, что в Европе, Америке, Африке, Азии свободных земель подобного типа фактически уже нет, российский чернозем становится серьезным ресурсом для будущего развития нашей страны, считает первый зампредседателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин.

«Поэтому вполне естественно встает вопрос, как эта земля используется. Если ее передают, например, в землю жилого фонда или в какие-то другие назначения, скажем, лесного фонда (у нас сегодня в Земельном кодексе есть несколько видов земельных ресурсов), то это должно проходить только при контроле местных органов власти и регулятора — Министерства сельского хозяйства», — объяснил сенатор «Парламентской газете».

По словам Митина, природные условия в России и без того создают достаточно серьезные проблемы: часть земель постоянно защелачивается, часть зарастает лесами, часть превращается в пустыню:

«Это климатические условия, они в каждой стране существуют, поэтому актуальность этого законопроекта чрезвычайна. Другое дело, все должно соответствовать в том числе и принципу закона о местном самоуправлении, должна учитываться позиция местной власти, прежде всего региональной».

Сенатор обратил внимание, что профильный комитет Совфеда принимал активное участие в разработке документа, направив разработчикам свои замечания и предложения. В том числе по усилению роли региональных парламентов в вопросах землепользования и подключению федерального Министерства сельского хозяйства к процессу, если речь идет о сельхозугодиях, то есть землях более высокого качества.

Кроме того, эффективность землепользования повысит переход на современные принципы системы цифрового землеустройства. Для этого в Минсельхозе предлагают активно задействовать Единую федеральную информационную систему о землях сельскохозяйственного назначения, а также создать Единую федеральную карту-схему, которая воспроизводит границы земель сельскохозяйственного назначения и содержит их количественные и качественные характеристики. Предполагается, что новый федеральный закон вступит в силу с 1 марта 2027 года.