Кадровый дефицит в медицине и образовании: в Госдуме прошел «правительственный час»
В Государственной Думе прошел «правительственный час», целиком посвященный нехватке кадров в медицине и образовании. В работе «часа» приняли участие депутаты профильных комитетов во главе со спикером ГД Вячеславом Володиным. От правительства был зампред «по образовательным вопросам» Дмитрий Чернышенко. И министры – главы образовательных ведомств, Сергей Кравцов и Валерий Фальков, а также министр здравоохранения Михаил Мурашко.

Начали со здоровья. Спикер ГД Вячеслав Володин призвал к необходимости объективного подхода к кадровой ситуации в здравоохранении. В качестве контрпримера Володин привел один московский вуз, который, хотя и не специализируется на медицине, проводит обучение по медицинским специальностям. И, чтобы поступить на профильные специальности в ведущие московские «меды», абитуриентам нужно набрать от 70 баллов. А туда – всего 40.
«Нужно думать о качестве, а не о сборе средств», — призвал к совести систему высшего образования предпарламента. Но на этом не остановился, а упомянул Счетную палату и другие контролирующие органы, которые должны препятствовать такому разброду в обучении медицине. Зампредседателя правительства Дмитрий Чернышенко пообещал инициировать проверку вузов, которые занимаются подготовкой врачей, но, при этом не профильные.
Михаил Мурашко, высказавшись в стиле «кадры решают все», упомянул неожиданные инновации. Например, роботизацию лабораторий, которая бы «повысила эффективность работы персонала в десятки раз», — сообщил министр. Но и без роботов работа достаточно активная, особенно радует прием в медвузы. Ведь медиков готовят в 139 вузах по всей стране, и конкурс на медицинские специальности превышает 10 человек на место.
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков добавил конкретики, сообщив, что с 2020 года «наблюдается рост контрольных цифр приема на медицинские и педагогические специальности». Точнее, на 23% увеличилось количество мест по медицинским специальностям и почти на 14% по педагогическим.
Статс-секретарь, замминистра труда и социальной защиты Андрей Пудов вернул собравшихся с небес на землю, сообщив, что средний возраст работников здравоохранения – 44,5 года. И почти 43% медиков старше 50 лет, в то время как в других сферах этот показатель лишь 31%. Он также отметил, что здравоохранение является лидером по целевому набору студентов: каждое второе заявление на поступление связано с медицинскими специальностями. Но при этом занятость выпускников на второй год после получения диплома составляет около 70%. И только 75% из них трудоустраиваются по специальности. Однако потом примерно каждый четвертый специалист уходит в смежные отрасли: в спортивную медицину, фарму, медстрахование и индустрию красоты.
И затем пошел разговор об учителях. Вячеслав Володин обрушился на официальную статистику дефицита учителей всего лишь в 1,5%. Мол, это не соответствует действительности, поскольку президент указал на нехватку 33% учителей математики и 26% учителей физики. «Нам пора прекратить жить в иллюзорном мире», - призвал спикер парламента, подразумевая под иллюзиями «средние показатели».
И снова Андрей Пудов: доля работников старше 50 лет в сфере образования сегодня составляет почти 43%. Мол, ежегодно для нужд сферы образования требуется готовить порядка 100 тысяч преподавателей, из них 40 тысяч — школьные учителя.
Сергей Кравцов сообщил, что его ведомство поддерживает переподготовку педагогов и повышение их квалификации только в государственных организациях. «У нас 15 % учителей-предметников прошли переподготовку на другой профиль, - сказал министр. – В целом это нормальная статистика, другое дело — качество этой подготовки».
Прения комитетов начались с сетований на то, что по-прежнему невысок престиж работы учителем. Как и положено, в корень проблемы зрит предкомитета по науке и высшему образованию Сергей Кабышев. «Учитель действительно суперключевая фигура – а что сегодня подтверждает, что она таковой является? – вопросил депутат. Действительно, ни зарплата, ни статус, ни условия для труда творчества не делают сегодня педагога супергероем и образцом для подражания.
Дмитрий Чернышенко здесь сообщил, что в 2026 году планируется утвердить новую систему оплаты труда педагогов, которая «устранит диспропорции». Если пилот будет успешен, то прямо с того же года будет утверждена новая система оплаты труда.
Дальнейшее, можно сказать, обсуждение стало «пережевыванием» пройденного. Зампредсед Комитета по охране здоровья Алексей Куринный решил, что «учителя и медики – это люди государевы». Хотя они не госслужащие, а бюджетники. Но, невзирая на это, парламентарий призвал, чтобы «затраты на оплату труда медикам и педагогам составляли основную часть государственных затрат нашего бюджета».
Борис Чернышов напомнил, что бюрократия в образовании еще не побеждена. «Бумажная бюрократия уменьшается, с этим согласны, но она переросла в электронную форму».
Известная оригинальными школьными инициативами депутат Анна Скрозникова сказала, что нужно ввести единый федеральный оклад для учителей и врачей. Доктор химических наук, первый зампред думского Комитета по науке и высшему образованию Александр Мажуга, упомянул о том, что университеты должны гибче реагировать на вызовы времени, отказываясь от устаревших программ подготовки. И еще – что важно усилить «инструмент целевого приема». «Текущие» законопроекты по образованию, которые внесены или уже прошли чтения, собравшимися были признаны своевременными.