Госдума приняла закон об ограничении дистанционного обучения в медицине

Использование электронного и дистанционного обучения в медицине и фармацевтике, за исключением случаев, определенных федеральными государственными стандартами, попадет под запрет. Такую поправку депутаты поддержали при рассмотрении во втором чтении законопроекта о повышении качества медицинского образования. Среди авторов поправки — председатель Госдумы Вячеслав Володин.

Госдума приняла закон об ограничении дистанционного обучения в медицине
© Парламентская газета

Госдума 25 февраля единогласно приняла указанный законопроект во втором и третьем чтениях.

Минздрав, согласно документу, получит полномочия по разработке и утверждению типовых дополнительных профессиональных программ медицинского образования. Для получения лицензии на образовательную деятельность потребуется заключение Росздравнадзора о соответствии кадрового обеспечения и материально-технической базы образовательных организаций требованиям федеральных стандартов и типовых дополнительных профессиональных программ.

«Работникам системы здравоохранения необходимо постоянно повышать свою квалификацию, изучать современные технологии и методы диагностики, а также осваивать новые способы лечения и профилактики болезней. Обучение врачей, среднего медперсонала должно проходить в образовательных организациях, которые имеют аттестованных преподавателей и необходимую клиническую базу для практических занятий», — отметил на своей странице в соцсетях Вячеслав Володин.

В противном случае, по его словам, ставится под сомнение уровень подготовки медицинских работников, получивших новую квалификацию по итогам прохождения лишь онлайн-курсов. От этого могут пострадать в первую очередь люди, которым не окажут необходимую помощь вовремя.

Медицинский работник — это не теоретик, он в первую очередь практик, отметила в разговоре с «Парламентской газетой» член Комитета Госдумы по охране здоровья Тамара Фролова.

«Все полученные знания он должен уметь профессионально применять на деле. Разве можно научиться спасению человеческих жизней сидя только за компьютером? Конечно, нет», — подчеркнула депутат.

Она добавила, что медицина — это отрасль, требующая глубоких знаний, умений и навыков, «а также интуиции, чуткости и способности видеть пациента не как диагноз, а прежде всего как человека».

«Безусловно, очень важно на государственном уровне продолжать создавать условия, в которых будущие медики смогут наряду с профессиональными умениями развивать и все эти качества», — уверена Фролова.

Член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Никита Чаплин считает, что принятие поправки, ограничивающей применение дистанционных и электронных форм обучения в медицинском и фармацевтическом образовании, «является важным шагом в обеспечении качества подготовки будущих медицинских работников». 

«Это решение продиктовано необходимостью сохранения высокого уровня практических навыков и фундаментальных знаний, которые критически важны для успешной профессиональной деятельности в сфере здравоохранения», — пояснил он.

Парламентарий напомнил, что до принятия закона существовали серьезные риски, связанные с бесконтрольным внедрением дистанционного обучения в медицинские и фармацевтические программы. В первую очередь это касалось снижения качества подготовки специалистов из-за недостатка практических занятий, работы с реальными пациентами и непосредственного взаимодействия с опытными преподавателями. «Бесконтрольное распространение дистанционного обучения могло привести к девальвации медицинского образования, когда диплом можно получить не имея должного уровня квалификации», — сказал депутат.