Комитет ГД одобрил ограничения на арест беременных и единственных родителей

МОСКВА, 10 февраля. /ТАСС/. Комитет Госдумы по госстроительству и законодательству рекомендовал палате парламента принять поправку, по которой беременную, единственного родителя малолетнего ребенка или ребенка с инвалидностью можно будет заключать под стражу лишь в случае совершения тяжкого или особо тяжкого преступления. Норма поддержана при подготовке ко второму чтению проекта об ограничении случаев избрания судом арестов в качестве меры пресечения.

Законопроект внес в Госдуму в июне 2023 года Верховный суд РФ. В первом чтении документ был принят в октябре того же года.

Изменения предусмотрены в статью 108 Уголовно-процессуального кодекса РФ (заключение под стражу). Сейчас в ней говорится, что несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого можно заключить под стражу в случае, если речь идет о совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана при совершении преступления средней тяжести.

Одобренной поправкой предполагается изменить норму, установив, что беременную, единственного родителя, усыновителя, опекуна малолетнего ребенка или ребенка с инвалидностью могут заключить под стражу при подозрении или обвинении в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. В исключительных случаях они могут быть заключены под стражу при подозрении или обвинении в совершении преступления средней тяжести с применением насилия или с угрозой его применения. К исключительным случаям относятся нарушение ранее избранной меры пресечения, отсутствие места жительства в РФ, скрытие от следствия или суда. Также арест таких подозреваемых будет возможен в случае, если их личность не установлена.

Кроме того, комитет одобрил поправку, по которой при решении вопроса о необходимости избрания меры пресечения должно учитываться, совершено ли преступление с применением насилия либо с угрозой его применения.

По словам главы комитета Павла Крашенинникова, принятие законопроекта не только позволит уменьшить нагрузку на следственные изоляторы, уменьшив численность находящихся под стражей, защитит права граждан от нерадивых сотрудников, ведущих расследование, но и стимулирует следственные органы на ведение более тщательного расследования преступлений средней тяжести, не связанных с насилием.