Посол РФ в Сеуле Зиновьев: Несмотря на санкции, русофобии в Южной Корее нет

Отношения между РФ и Республикой Корея переживают непростые времена, но, в отличие от Запада, местное общество не заражено русофобией. Что происходит в Южной Корее, что это за страна, рассказал в эксклюзивном интервью "Российской газете" посол РФ в Сеуле Георгий Зиновьев.

Посол РФ в Сеуле Зиновьев: Несмотря на санкции, русофобии в Южной Корее нет
© Российская Газета

Без преувеличения, для Вас ушедший 2024 год стал "годом Кореи". Вы прибыли в Сеул и начали работать в Южной Корее в самых первых числах января прошлого года. Насколько известно, Вы китаист по образованию, долго жили в Китае. Каковы Ваши впечатления о Корее, о ее народе?

Георгий Зиновьев: Действительно, по образованию я востоковед, занимаюсь Восточной Азией - регионом, где люди едят палочками и пишут иероглифами (или писали раньше, как это справедливо для Республики Корея). В общей сложности провел здесь порядка 20 лет, из которых 19 жил и работал в Китае и один год в Республике Корея. Впечатление от Кореи и ее народе у меня самые благоприятные. Еще до моего назначения сюда я знал, что это красивая страна с богатой культурой, интересной историей, населенная трудолюбивыми и доброжелательными людьми. Мое пребывание в РК только подтвердило эти представления. Отметил бы такую черту корейцев, как умеренный перфекциониозм - они стремятся к совершенству результатов своей работы, но не делают из этого культа.

Неизбежно сравниваю Китай и Корею, с интересом нахожу общие моменты в культуре двух стран, в языке - ведь в корейском широко распространены лексические заимствования из китайского. Вместе с тем, Корея безусловно обладает самобытной богатой культурой, и мне любопытно знакомиться с различными ее аспектами. Если сравнить опыт пребывания в Китае и в Корее с проживанием в гостинице, то Китай - это как бы огромный пятизвездочный отель, а Корея - уютный бутиковый отель. В обеих странах весьма интересно жить и работать. Естественно, существует и много особенностей. Так, весьма различны системы государственного управления, соответственно, в работе применяются другие алгоритмы решения вопросов. Заметно отличается и характер отношений. Если в Китае я всю свою профессиональную деятельность наблюдал поступательное развитие российско-китайских связей, то наше двустороннее сотрудничество с Республикой Корея сейчас, к сожалению, по известному комплексу причин переживает заметный спад и оставляет желать много лучшего. Очень надеюсь, что это временное явление.

В последние несколько недель Южная Корея ворвалась в заголовки мировых СМИ - введение военного положения, импичмент президенту, суд над ним. Расскажите, пожалуйста, чего ждать в дальнейшем? И как возможные политические перемены могут отразиться на отношениях с Россией?

Георгий Зиновьев: Если посмотреть на заголовки, которыми пестрят мировые СМИ применительно к Республике Корея начиная с декабря прошлого года, складывается весьма драматизированное представление о текущем состоянии дел в стране. Вместе с тем, обычная жизнь идет своим чередом. У РК весьма бурная политическая современная история, и происходящее довольно органично в нее вписывается.

Конечно, я не собираюсь высказывать какие-либо оценочные комментарии и давать поводы к обвинению меня во вмешательстве во внутренние дела. Безусловно, корейцы без посторонней помощи разберутся со своими проблемами. При этом очевидно, что происходящие в Республике Корея время от времени политические катаклизмы - это, скорее, правило, чем исключение. Процитирую мнение местных экспертных кругов о том, что это связано с особенностями политической системы страны. РК - президентская республика, где на выборах действует принцип "победитель получает все". За власть борются две главные политические силы, которые зачастую непримиримо настроены в отношении друг друга, что существенно затрудняет поиск компромиссов. Кстати, если мы оглянемся на историю государства Чосон, то для него политические драмы были не редкостью. Партии ученых при дворе вели ожесточенные дискуссии по вопросам толкования различных положений конфуцианских ритуалов, и участь побежденных была незавидной.

Возвращаясь к дню сегодняшнему, напомню, что сейчас в Конституционном суде идет рассмотрение вопроса об утверждении импичмента президенту, который был вынесен парламентом после объявления военного положения. Если импичмент будет утвержден, то в течение 60 дней должны состояться выборы. За пост главы государства будут опять же бороться представители двух основных политических партий.

Не комментируя текущие процессы, хотел бы отметить, что эксперты обращают внимание на два достаточно необычных обстоятельства. Это широкое распространение теорий заговора, согласно которым выборы в парламент, когда победила оппозиция, были сфальсифицированы оппонентами президента Юн Сок Ёля. Как он сам утверждает, его противники связаны с внешними силами.

Внимание также привлекли сообщения, согласно которым некоторые военные руководители РК хотели спровоцировать КНДР на жесткие меры реагирования для того, чтобы под этим предлогом реализовать свои внутриполитические планы по введению чрезвычайного положения. Разбирательства на эту тему еще не закончены, но в СМИ уже всплыло немало информации по данному вопросу. Если это действительно так, то, конечно, это не может не вызывать озабоченности в контексте сохранения мира и стабильности на Корейском полуострове.

Что касается отношений с Россией, мне хотелось бы думать, что наши связи могут сохраниться и в перспективе восстановиться вне зависимости от того, кто находится у власти в Республике Корея. В прошлые годы Россия сотрудничала с южнокорейскими администрациями, представляющими различные политические силы, и у нас нет каких-то идеологических предпочтений. Главное, чтобы партнеры в Республике Корея были готовы к взаимовыгодной работе с нашей страной. Мне кажется, что немало здравомыслящих политиков в РК отдают себе отчет в важности поддержания конструктивных отношений с Россией.

Как вы оцениваете нынешнее состояние двусторонних российско-южнокорейских отношений?

Георгий Зиновьев: Двусторонние отношения последовательно ухудшались после начала Специальной военной операции в феврале 2022 года. Эта тенденция набрала обороты и за тот год, как я здесь работаю. Однако хотел бы подчеркнуть, что основа наших отношений сохраняется. Южнокорейская сторона, политически поддерживая Запад в вопросах, связанных с СВО, тем не менее, не осуществляет поставок летального вооружения на Украину, что привело бы к необратимым последствиям для российско-южнокорейских связей. Надеюсь, что отношения не будут ухудшаться дальше и в будущем вернутся на траекторию позитивного развития. Как говорится, самое темное время - перед рассветом.

Хотел бы также добавить, что в Республике Корея мы не сталкиваемся с такими явлениями, как русофобия или проявление недоброжелательности к нашей стране. В целом в корейском обществе сохраняется благожелательный и позитивный подход к России, это выгодно отличается от того, что можно наблюдать в большинстве стран Запада.

Наверное, одним из самых потенциально деструктивных вопросов для отношений между Москвой и Сеулом является возможность прямых поставок оружия и боеприпасов Южной Кореей Украине. Каков сейчас официальный подход Южной Кореи по этому вопросу?

Георгий Зиновьев: Как я уже упомянул, начало таких поставок означало бы пересечение нашей "красной линии" и подрыв основы наших отношений. Мы с Республикой Корея, конечно, по-разному смотрим на широкий спектр мировых и региональных вопросов. Украинский кризис - это одна из тех тем, где наши подходы диаметрально противоположны. Сеул оказывает заметную гуманитарную помощь киевскому режиму, поставляет ему некоторую нелетальную военную продукцию, полностью поддерживает политические нарративы Запада в том, что касается конфликта на Украине. Мы помним, что летом 2023 года, посетив саммит НАТО, президент РК Юн Сок Ёль с супругой прибыли в Киев. Там их отвезли в город Буча, название которого стало нарицательным, символизирующим дезинформационную кампанию Украины против России. Украинская сторона не постеснялась привезти южнокорейского президента в этот город в попытке за счет Республики Корея подкрепить свои насквозь лживые, как уже всем более-менее очевидно, нарративы.

Как российская страна неоднократно говорила, если бы южнокорейское летальное вооружение попало на Украину и, следовательно, было бы применено против российских солдат и мирных жителей (мы знаем, что украинская сторона на системной основе осуществляет неизбирательные обстрелы российских городов и сел, что ведет к значительном потерям среди мирного населения), это не могло бы не сказаться самым негативным образом на наших двусторонних связях с РК. Здесь хорошо знают о нашей позиции, внимательно восприняли слова президента Российской Федерации, неоднократно предупреждавшего о нежелательности такого рода развития событий, в том числе с точки зрения интересов самой Республики Корея. Несмотря на некоторые заявления официальных лиц о намерении пересмотреть свои подходы в том, что касается поставок летального вооружения на Украину, этого не произошло и, надеюсь, не произойдет. РК остается верной своей позиции, в соответствии с которой она не поставляет летальное оружие в зону конфликтов, что распространяется и на украинский кризис. Хотел бы также добавить, что такого рода идеи не пользуются широкой поддержкой ни в корейском обществе, ни среди политической элиты Республики Корея.

Каково отношение в РК к укреплению сотрудничества между РФ и КНДР?

Георгий Зиновьев: Эта тема вызывает здесь повышенное внимание. Как известно, Россия, начав решительно отставить свои интересы в сфере безопасности, столкнулась с огромным давлением западного антироссийского "интернационала", который пытается нанести ей "стратегическое поражение" руками Украины. КНДР с первого дня Специальной военной операции полностью поддержала действия Российской Федерации. Это создало мощный стимул для того, чтобы мы развивали наши отношения с этим дальневосточным соседом, соблюдая свои обязательства и не нацеливая это сотрудничество против третьих стран. Если кто-то полагал, что мы не будем так делать, то это было бы, на мой взгляд, достаточно наивно. По понятным причинам реакция местных официальных лиц на подобные процессы максимально негативная, она неоднократно озвучивалась и продолжает озвучиваться с различных международных трибун, в том числе самых высоких. Нас обвиняют в нарушении санкционного режима, требуют незамедлительно прекратить "незаконное" сотрудничество с КНДР. В прошлом году соответствующие процессы приобрели здесь особо мощную динамику. В качестве небольшой, но наглядной иллюстрации такого рода настроений могу вспомнить о том, что в ходе выступления министра иностранных дел Чо Тхэ Ёля в Национальном собрании РК парламентарии от правящей партии задали ему вопрос, почему отсюда до сих пор не выслали российского посла. На это министр ответил, что все опции на столе.

Вместе с тем на фоне выборов в США, а также внутриполитических событий данный сюжет перестал быть объектом такого пристального внимания СМИ, как это было раньше. Эксперты же высказывают различные точки зрения. Есть те, которые требуют немедленно начать поставки оружия на Украину. Есть те, которые призывают к осторожности и напоминают, что Россия была, есть и будет соседом Республики Корея, с которым надо выстраивать конструктивные отношения и не допускать их окончательного обрушения. Что касается рядовых граждан, я могу сказать, что их эта тема, подогревавшаяся ежедневными вбросами материалов, в основном со ссылкой на лживые украинские источники, может быть, одно время и интересовала, однако сейчас ажиотаж поутих. Обычными корейцами украинские события не воспринимаются как нечто, затрагивающее их повседневную жизнь, несмотря на все старания убедить их в обратном.

Присоединение Сеула к антироссийским санкциям и последовательное их ужесточение нанесло удар по сотрудничеству между Москвой и Сеулом. Что сейчас происходит в сфере двустороннего торгово-экономического сотрудничества между РФ и РК?

Георгий Зиновьев: Сеул был одним из наших приоритетных партнеров не только в регионе, но и в мире в целом. До 2022 года товарооборот достигал 30 млрд долларов США, практическая кооперация велась по самому широкому спектру направлений, включая в свое время военно-техническое сотрудничество и взаимодействие в сфере высоких технологий, в том числе в космической области. Первый южнокорейский космонавт Ли Со Ён прошла подготовку в России и отправилась на МКС вместе с российскими коллегами на российским ракетоносителе. Мы оказали существенную помощь развитию космической программы Республики Корея. Кроме того, осуществлялись огромные инвестиционные проекты, носившие обоюдовыгодный характер. Стратегическим можно было назвать наше сотрудничество в сфере судостроения. Все это мы потеряли в последние годы. Конечно, что-то сохранилось. Так, по данным корейских таможенных органов, товарооборот в 2024 году сократился еще почти на четверть, составив 11,5 млрд долларов. Это не худшие возможные показатели, особенно с учетом всех сложностей, с которыми столкнулась наша двусторонняя кооперация, однако сегодня нам приходится говорить о совсем другом уровне и качестве практического взаимодействия, чем раньше.

Корейский бизнес крайне неохотно покидает наш рынок, не желая полной сдачи своих позиций конкурентам. Надежды на возвращение присутствуют в сферах автомобилестроения и производства электронной продукции. При том, что список товаров экспортного контроля достигает уже 1437 наименований, корейские бренды стремятся занять те ниши, которые освобождаются Западом. В первую очередь, это товары народного потребления, косметика, текстильная и пищевая продукция. Сохранено взаимодействие в сфере рыболовства, Россия остается безальтернативным поставщиком нескольких важных видов морепродуктов на корейский рынок. Думаю, что, когда изменятся политические обстоятельства, бизнес сделает все для того, чтобы наверстать упущенное. Желаем ему в этом успеха.

Неоднократно заявлялось о проработке вопроса о возобновлении прямого авиасообщения между РФ и РК, которое было прекращено по инициативе Сеула в 2022 году. Вопрос возобновления прямого воздушного сообщения между РФ и РК сейчас на какой стадии?

Георгий Зиновьев: Отсутствие прямого авиасообщения создает трудности, прежде всего, простым людям, и это полностью вписывается в логику Запада о том, что русских надо наказать, заставить их страдать, и тогда они пойдут менять свой режим. Подобная примитивная и глубоко ошибочная логическая цепочка привела, в том числе, к отмене прямого авиасообщения между нашими двумя соседними странами.

Кстати, многие этнические корейцы, которые переехали сюда по приглашению правительства РК с Сахалина и других регионов Дальнего Востока, теперь не имеют возможности посетить своих родственников. Честно сказать, большой заинтересованности в решении этого вопроса мы со стороны корейских партнеров не наблюдаем.

В последнее время в Сеуле и других городах Кореи часто можно видеть российских туристов. Это направление не пострадало?

Георгий Зиновьев: Отрадно, что Республика Корея в соответствии с двусторонним межправительственным соглашением продолжает оставаться страной безвизового въезда для наших граждан. Данные возможности были заморожены во время пандемии, теперь они восстановлены. Многие российские туристы с удовольствием приезжают сюда. У них есть определенные сложности в связи с тем, что нет возможности осуществлять в нормальном режиме расчеты, опять же, нет прямого авиасообщения. Тем не менее, Корея продолжает пользоваться в России большим интересом, остается популярной туристической дестинацией. В 2023 году наблюдался заметный рост количества приезжающих сюда наших туристов - свыше 80 тыс. человек. Увеличились эти цифры и в прошлом году - до более чем 112 тыс. человек. Уверен, что в ближайшее время людские обмены имеют хорошие шансы на дальнейшее расширение.

Кстати, это касается и всего гуманитарного сотрудничества. Мне кажется, что в текущих условиях нам не следует дожидаться изменений в политической сфере, а продолжать активную работу на гуманитарном треке. Тем более, что в Республике Корея высок интерес к России и нашей культуре, здесь действует немало общественных организаций, которые активно и плодотворно работают на ниве культурного взаимодействия между нашими странами.