Иноагентам хотят полностью запретить образовательную и просветительскую деятельность
Для иноагентов готовят новый пакет ограничений. Ранее их анонсировал глава комиссии Госдумы по расследованию иностранного вмешательства Василий Пискарев. Главным новшеством станет полный запрет иностранным агентам осуществлять просветительскую и образовательную деятельность. В законе об иноагентах уже есть подобный запрет, но он касается несовершеннолетних. В аппарате Пискарева нам подтвердили, что запрет распространят на граждан всех возрастов, убрав строчку о несовершеннолетних. Там призвали дождаться заседания 28 января — формулировки еще могут быть скорректированы. О том, что может пониматься под просветительской деятельностью и подпадают ли под это определение исторические ролики и интервью на общественные темы, рассуждает управляющий партнер «Коллегии медиаюристов» Федор Кравченко:
— Данное в законе об образовании определение просветительской деятельности максимально общее, размытое. Эта деятельность направлена на распространение знаний, опыта, формирование навыков и ценностных установок в целях интеллектуального, духовного и прочего развития людей. Разумеется, при таких определениях нет проблем с тем, чтобы суды согласились с чиновниками, которые назовут интервью или какую-то передачу чисто медийную, публицистическую, просветительской деятельностью. Вероятность того, что практика пойдет по этому пути, есть, и она достаточно высока. Разумеется, речь идет о политической воле разделить всех иноагентов на две большие группы. Первые — это те, которые в России абсолютно не видны, не слышны, и те, которые уехали, выступают, но при этом абсолютно не могут приехать в Россию, потому что на них либо уже возбуждено уголовное дело, либо будет возбуждено. Уже более дюжины уголовных дел были возбуждены в 2024 году, при этом депутаты приняли поправки, которые позволяют доходы иноагентов от использования произведения, продаж недвижимости, направлять на спецсчета, с которых их будут списывать приставы вот за такие штрафы.
— Допустим, ролики иноагентов о разных странах, исторических событиях, это все будет признаваться просветительской деятельностью?
— Если исходить из определения в законе об образовании — нет, просветительской деятельностью публицистика не является. В том случае, если это будет, в зависимости от жанра, историческая лекция или там другая научная лекция, это можно будет отнести к просветительской деятельности.
— Если, например, иноагенты Дмитрий Муратов или Андрей Макаревич дают интервью, это просветительская деятельность?
— Нет, само по себе интервью, разумеется, это не просветительская деятельность, но, во-первых, если жанр этого интервью все-таки будет направлен на распространение знаний, скажем, не высказывание позиции по злободневным вопросам, а на то, чтобы повысить образованность аудитории по какому-то научному, историческому, культурному вопросу, то основания для признания образовательной деятельности появятся. Во-вторых, я почти уверен, что все будет зависеть от рассмотрения чиновников.
Среди других ограничений обсуждается запрет иноагентам получать муниципальную поддержку и статус социально ориентированных НКО.
Также иноагентов хотят заочно привлекать к административной ответственности. И усилить ответственность за отсутствие маркировки иноагента.