Госдума одобрила запрет обучения медиков в онлайн-формате

Врачей, медперсонал и фармацевтов в России будут готовить более качественно. На это направлен межфракционный законопроект, который Госдума приняла в первом чтении.

Госдума одобрила запрет обучения медиков в онлайн-формате
© Российская Газета

Предлагаемые меры позволят повысить стандарты подготовки медиков и исключить участие в этой сфере тех организаций, которые не соответствуют необходимым критериям.

Врачам нужна практика

Важно, что документ запрещает обучать в медицинских вузах исключительно в дистанционном или электронном форматах, уточнил председатель палаты парламента Вячеслав Володин. "Не должно быть здесь дистанта. Только очное и только специализированное высшее учебное заведение, где есть и факультеты специальные, где есть клиническая база, где есть научный потенциал, должны заниматься повышением квалификации", - уверен он.

Володин предложил провести второе чтение (и, возможно, третье) уже 12 февраля. Он выразил уверенность, что врачам и среднему медперсоналу необходимо повышать свою квалификацию, чтобы применять при лечении новые технологии и методы диагностики. Однако в большинстве случаев этим занимаются коммерческие организации, не имеющие необходимой инфраструктуры. Кроме того, там нет аттестованных преподавателей и клинической базы для прохождения обучения. В итоге такие организации, по словам председателя ГД, предлагают получать дипломы и удостоверения о переподготовке "практически не выходя из дома".

Программы от Минздрава

Проектом также предлагается наделить Минздрав России полномочиями по разработке и утверждению типовых дополнительных профессиональных программ, усилить лицензионные требования к организациям, занимающимся образованием в сфере здравоохранения. Соавтор инициативы, председатель Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев пояснил, что должен быть создан правовой механизм, который обеспечит реальные гарантии получения качественного медицинского образования. Депутат указал, что на практике часто возникают ситуации, когда ради прибыли такие учреждения заменяют реальное обучение формальным или даже выдают документы без проведения обучения.

"Сегодня в России 127 вузов готовят врачей, - заявил первый зампред Комитета Госдумы по охране здоровья Бадма Башанкаев. - На сегодняшний день лишь 49 вузов контролируются Минздравом. Теперь за качество подготовки кадров будет отвечать Минздрав. Помогать ему будет Росздравнадзор, который будет аккредитовать эти образовательные учреждения".

Поправки ко второму чтению

В рамках второго чтения инициативу могут дополнить нормой об установлении максимального лимита времени для онлайн-обучения, уточнил Володин. С таким предложением на пленарном заседании выступила первый замглавы Комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова. Ее предложение - не более 20% от общего объема обучения можно отводить под дистанционный формат. Это предложение направлено на то, чтобы "была четкая, прямая норма и никто бы не мог пойти по другому пути, кроме как очное получение знаний", согласился с необходимостью проработки этой темы спикер. "Речь идет о здоровье людей", - подчеркнул Володин.

Кроме того, ко второму чтению надо проговорить финансовую тему и с Министерством здравоохранения, и с регионами, отметил также он. "Врач, который должен пройти повышение квалификации (а мы предлагаем это делать в бюджетном учреждении, в институте, в университете или на базе научного центра), должен это делать за счет средств государства", - отметил Володин. Он добавил, что сейчас медикам приходится за это платить из собственного кармана, что неправильно.

Комментарий

Сергей Алтухов, зампред Комитета ГД по экономполитике:

"В настоящее время дефицит кадров отмечается во всех отраслях экономики, но самые чувствительные - это, конечно, образование и медицина. В случае с медработниками еще и очень значительны временные затраты на подготовку квалифицированных специалистов. Поэтому исключительно увеличением цифр набора и целевой подготовкой этот вопрос в краткосрочной перспективе не закрыть.

Остро стоит вопрос и с качеством медицинского образования. К сожалению, есть случаи, когда ведется подготовка и переподготовка кадров без клинической базы. Это недопустимо. Предложено наделить Минзрав правом организовывать типовые образовательные программы для подготовки и переподготовки медработников. На Росздравнадзор будет возложена функция аккредитации профильных образовательных учреждений"