Ни сотрудничества, ни безопасности: Лавров выступил на встрече глав МИД ОБСЕ
То, что для российской делегации участие в совете министров иностранных дел ОБСЕ не обойдется без неприятных сюрпризов, с самого начала не вызывало сомнений.
В прошлом году путь российским дипломатам на это международное мероприятие в Македонии пыталась преградить Болгария, запретившая пролет министерского самолета в связи с нахождением на его борту лиц, находящихся под санкциями Евросоюза. В этом году председательствующая в ОБСЕ Мальта за несколько часов до вылета аннулировала с издевательской формулировкой "по независящим от нее обстоятельствам" визу официального представителя МИД России Марии Захаровой.
Не вызывает сомнений, что этому беспрецедентному в дипломатическом мире хамству предшествовал истеричный окрик из Брюсселя (предположительно из внешнеполитического ведомства, возглавляемого эстонской русофобкой Кайей Каллас - Прим. Ред.). Тем не менее, сорвать запланированное на ОБСЕ выступление Лаврова мальтийцы не смогли. А вот отключить трансляцию у них получилось.
Глава МИД России прибыл на встречу министров предпоследним. Следом за ним приехал венгерский министр иностранных дел Петер Сийярто, что невольно наталкивало на мысль, что руководители российского и венгерского внешнеполитических ведомств проводили утром переговоры. С появлением Лаврова стоявшие перед входом журналисты буквально попытались перепрыгнуть хлипкое ограждение, чтобы задать вопросы.
Но российский министр, не задерживаясь, поспешил внутрь, где его с каменным лицом поджидал глава МИД Мальты Иан Борг. Впрочем, после инцидента с аннулированием визы официального представителя российского дипведомства, желание даже дежурно, на камеры, улыбаться мальтийскому чиновнику у Лаврова не было. Телекамеры запечатлели "дуэль взглядов" между министрами, сродни той, что встречаются у боксеров перед поединком. И было заметно, что господин Борг ее явно проигрывал, ощущая свою неправоту.
О том, что в своем выступлении на ОБСЕ Лавров раскритикует "институционный кризис" в организации, ставший результатом деструктивных действий ряда западных стран, использующих эту международную площадку в своих интересах, было известно еще до прибытия российской делегации. Реакция со стороны аппарата ОБСЕ не заставила себя ждать - они прекратили открытую трансляцию министерской встречи прямо перед выступлением главы МИД РФ. Чтобы ничего из нелицеприятных оценок не просочилось в материалы освещающей мероприятие прессы.
О том, что подавляющее большинство европейских участников встречи будут из кожи вон лезть в критике России и никакого интереса к предлагаемым Москвой механизмам урегулирования на Украине не проявят, немало говорилось еще до начала мероприятия. Присутствие на мальтийском Совете приехавшего с прощальными гастролями госсекретаря США Энтони Блинкена во многом предопределило тональность состоявшейся дискуссии. Ее главные "запевалы" - министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский и пришедшая на Совет демонстративно в белом его коллега из ФРГ Анналена Бербок - долго красовались перед прессой еще до начала встречи, мешая другим приезжающим гостям. О чем они говорили, слышно не было, но доносившиеся вопросы журналистов по ситуации на Украине и в Грузии не оставляли сомнений в содержании полученных ответов.
Сегодня ОБСЕ оказалась заброшенной на обочину исторических процессов
В своем выступлении на министерской встрече Лавров вновь обратил внимание на стремление Запада продавливать свою гегемонию любой ценой, что проявилось в украинском конфликте. "Запад, презрев принципы ОБСЕ, вступил на путь подавления конкурентов нелегитимными санкциями против России, Беларуси и любой другой страны, которая осмеливается отстаивать свои законные национальные интересы", - считает глава внешнеполитического ведомства. По его словам, "все институты ОБСЕ, которые по любому случаю тревожатся о правах человека, хранят гробовое молчание, взирая на действия нацистского киевского режима".
"В нынешних условиях глубоких изменений мировых сил ОБСЕ могла бы стать одной из точек сбора интересов всех членов европейского пространства. Но в этом зале, - продолжал Лавров, - никому и в голову не придет использовать ОБСЕ в этих целях". Заброшенное на обочину исторических процессов, ОБСЕ, считает министр, не занимается "ни вопросами сотрудничества, ни вопросами безопасности". Итог такой бесхребетности очевиден: не осталось ни одной сферы, где международная организация могла сыграть мало-мальски полезную роль в поисках ответов на прямые вопросы в рамках европейского сотрудничества.
Впрочем, это был тот безнадежный случай, о котором в России говорят "метать бисер" - и никакая критика в обозримом будущем не изменит уже сложившийся прозападный "междусобойчик", который представляет из себя сегодня Организация по сотрудничеству и безопасности в Европе. А значит, в условиях быстро происходящих в мире изменений очень скоро места на политической сцене для нее просто не останется, и она исчезнет за ненадобностью. О чем, собственно, и предупредил коллег на Мальте российский министр. Но в ОБСЕ его услышать не захотели. А жаль…