Острые углы пытаются сгладить: в Рио-де-Жанейро состоялся саммит G20
Мероприятие прошло в расширенном составе: присутствовали представители 42 стран: помимо постоянных членов G20, еще из Анголы, Боливии, Египта, ОАЭ, Малайзии, Вьетнама и др.
Саммит состоялся, когда российско-украинский военный конфликт перевалил за 1000 дней и ночей, однако «двадцатка» не смогла (не хотела, да и не могла) предложить никакого плана урегулирования. Разве что президент Турции Эрдоган собирался представить свой, довольно шаблонный для подобных случаев, план заморозки военных действий по линии фронта с созданием демилитаризованной зоны на востоке Донбасса и размещением там «международных сил». Вопрос о вступлении Украины в НАТО, по его мнению, стоило бы отложить лет на 10, но при этом обеспечить Киев оружием. Однако план этот «не прогремел». Тем более что накануне Кремль вновь повторил, что заморозка конфликта Москву не устраивает. Нужно долгосрочное решение с учетом российских интересов.
Как и в прошлом году, на саммите в Нью-Дели, участники сошлись на очень мягких формулировках касательно украинского конфликта. Хотя ряд представителей Запада настаивали на жестких — в отношении России. Это сорвало бы подписание итоговой декларации. Поэтому решили не обострять. Более того, в нынешнем виде формулировки оказались еще лаконичнее и мягче, чем в прошлом году, когда украинскому кризису было посвящено 7 абзацев, тогда как в нынешнем документе лишь один. Также в нынешней декларации уже не содержалось осуждения ядерных угроз со стороны вовлеченных сторон, не было требований прекратить атаки на продовольственную и энергетическую инфраструктуру. Отчасти это можно признать сигналом ослабления поддержки Украины со стороны G20 в целом и представителей Глобального Юга. Вместо Украины акцентировали внимание на призывах к «эффективному налогообложению сверхбогатых», мерам по сокращению бедности, прекращению огня в секторе Газа и реформе Совета Безопасности ООН, включая расширение числа постоянных членов. Также повторено требование увеличить финансирование мер по борьбе с изменением климата «до триллионов долларов». В Рио было объявлено о создании Глобального альянса против голода и бедности. Эта инициатива активно продвигается председательствующей в G20 Бразилией, она уже получила поддержку в 82 странах мира.
А вот едва ли не главной кулуарной сенсацией стало то, что во время коллективной фотосессии участников (на которой не оказалось президента США Байдена) президент Франции Макрон сам первым протянул руку Сергею Лаврову. Они о чем-то перебросились парой слов. Неужели теперь стоит ждать звонка Макрона Путину?