В Совфеде назвали преимущества одноуровневой системы местного самоуправления

Уже 20 регионов полностью перешли на одноуровневую систему местного самоуправления, еще 26 субъектов Федерации планируют перейти в ближайшее время. Плюсами такой системы являются повышение ответственности органов местного самоуправления за принимаемые решения, единые подходы к формированию нормативно-правовой базы, тарифообразованию, налогообложению и оказанию муниципальных услуг, за единство документов стратегического планирования и оптимизацию бюджетных отношений. Очень важным аспектом перехода на одноуровневую систему является обеспечение доступности власти для населения. Об этом заявил председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко 19 ноября на заседании Совета по местному самоуправлению при палате регионов.

В Совфеде назвали преимущества одноуровневой системы местного самоуправления
© Парламентская газета

Внесенные в Конституцию РФ в 2020 году поправки определили, что органы местного самоуправления входят в единую систему публичной власти. Тем самым был задан важнейший вектор развития системы местного самоуправления, уточнил сенатор. С момента принятия поправок была проведена большая работа по совершенствованию законодательства о местном самоуправлении, в том числе установлены дополнительные гарантии прав муниципалитетов при осуществлении переданных государственных полномочий.

«Теперь при определении объема субвенции должны учитываться все затраты, связанные с организацией исполнения таких полномочий. Кроме того, при осуществлении переданных полномочий муниципалитеты будут отвечать исключительно в пределах представленной субвенции. Этот вопрос неоднократно поднимался муниципалитетами и в итоге нашел свое решение в законе», — отметил Шевченко.

Важной мерой, по его словам, стало закрепление в законе возможности участия представительного органа муниципального образования в формировании местной администрации. «В рамках работы нашего совета по местному самоуправлению к нам неоднократно поступали обращения с мест о том, что отсутствие прямой нормы в законе порождает неопределенности относительно возможности такого участия. И мы нашли с коллегами решение этого вопроса. Закон был принят», — напомнил глава комитета.

Еще одним направлением развития местного самоуправления является снижение регуляторной нагрузки на муниципалитеты, убежден он. «Большая работа ведется сегодня по результатам проведения прошлого заседания совета, посвященного вопросам контроля и надзора за органами местного самоуправления. Многие рекомендации из его решения поддержаны федеральными министерствами, например освобождение органов местного самоуправления от исполнительского сбора. Соответствующий законопроект уже разработан Минюстом и направлен в Правительство РФ», — подчеркнул Шевченко.

Сенаторы ожидают, что в ближайшее время поправки будут внесены в Государственную Думу. Следующая важная мера — это законодательное закрепление статуса и полномочий Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления. За ассоциацией закреплены функции по организации взаимодействия муниципалитетов, а также подготовке ежегодного доклада о состоянии местного самоуправления.

«Наш комитет совместно с региональным и муниципальным сообществом провел большую аналитическую работу. Были проанализированы материалы из 78 субъектов Федерации. Особое внимание мы уделили перспективам развития местного самоуправления в контексте подготовки нового закона о местном самоуправлении», — сказал он, добавив, что один из вопросов, которые сейчас волнуют муниципальное сообщество, — это переход к одноуровневой системе местного самоуправления.

По словам парламентария, уже 20 регионов полностью перешли на эту систему и еще 26 субъектов РФ планируют перейти в ближайшее время.

«Проведенная работа позволила нам сделать выводы о том, что плюсами такой системы являются повышение ответственности органов местного самоуправления за принимаемые решения, единые подходы к формированию нормативно-правовой базы, тарифообразованию, налогообложению, оказанию муниципальных услуг, за единство документов стратегического планирования, оптимизацию бюджетных отношений», — подчеркнул он.

Члены комитета, заметил Шевченко, инициировали одну из поправок к законопроекту, «суть которой заключалась в обязательном создании территориальных органов местной администрации на территориях упраздняемых поселений». Сенатор напомнил, что законопроект в настоящее время находится на рассмотрении Госдумы. Сейчас документ готовится ко второму чтению.