Новости для него не только профессия, но и образ жизни. 65 лет исполняется медиа-менеджеру Олегу Добродееву. Это он автор привычного для зрителя стиля подачи теленовостей. Он же один из тех, кто создал современное российское телевидение, передает корреспондент «МИР 24» Максим Красоткин.
«На лбу себе высеки: жизнь тебе для того дана, чтобы ее посвятить журналистике». Эти слова, нацарапанные на парте в аудитории журфака МГУ, Олег Добродеев вряд ли читал. Он учился на историческом. Но следовал заповеди всю жизнь, как монах от телевидения.
Он начинал свою телевизионную карьеру в программе «Время». Туда пришел в 1983-м младшим редактором – писал тексты для дикторов.
«Молодой, очень симпатичный очкарик», – рассказала главный редактор Службы информации НТВ Татьяна Миткова.
«Видно, что из интеллигентной семьи, сам интеллигент. Даже кто-то пошутил: этот не орел», – рассказал обозреватель службы информации НТВ Владимир Кондратьев.
В международной редакции, где он работал, еще делали сюжеты из съемок дружественных западных телекомпаний. И тут Добродеев вовсю проявлял редакторский талант, превращая официоз в историю.
«Каждый при желании мог создать небольшой шедевр. Мы даже в шутку называли это «трехрублевой оперой». То есть три рубля был гонорар за каждый сюжет, сделанный на основе этой пленки», – рассказал обозреватель Службы информации НТВ Владимир Кондратьев.
Олегу Добродееву чуть за 30, а он становится заместителем главного редактора главной информационной программы страны. Но приходит время, и он уходит на оппозиционную тогда ВГТРК и создает программу «Вести». В кадре вместо привычных дикторов журналисты – живой эфир.
«Режиссерская кнопка может выйти на ведущего, скажем так, несвоевременно в течение эфира. Так вот, это, конечно, брак, но иногда Олег Борисович говорит: не ругайте режиссера, это было здорово. Потому что раз в год зрителю надо показывать обратную сторону экрана, чтобы он понимал, что мы все-таки люди, а не какие-то голограммы», – отметил журналист, ведущий ВГТРК Эрнест Мацкявичус.
Вскоре Добродеев возвращается в «Останкино» и создает на первой кнопке ТСН – телевизионную службу новостей. Поздно вечером программа завершала вещание. Такое «Спокойно ночи, малыши» для взрослых.
«Информационные приоритеты выстраивались в соответствии с мировыми стандартами. То есть какие-то события, происшествия, сенсации выносились вперед. В то время программа «Время» среди народа называлась так: «все о вожде и немножко о дожде», – рассказал журналист, руководитель программы «ТСН» (1990-1991 гг.) Александр Гурнов.
В 1993-м Олег Добродеев вписывается в амбициозный проект: первое частное в России телевидение – НТВ. Его отличает особый стиль подачи новостей: внимание к казалось бы незначительным, но интересным деталям, и главное – у каждого сюжета есть автор. Фамилии корреспондента и оператора в конце материала – идея Добродеева. «Журналисты получили право на свое собственное лицо. Вы знаете, что в программе «Время» корреспонденты стендапы не делали. Это было не принято и считалось даже не очень скромным», – рассказала главный редактор Службы информации НТВ Татьяна Миткова. Стиль НТВ расходится по всем российским телекомпаниям. В 2000-м Олега Добродеева назначают уже председателем ВГТРК и ему удается объединить сеть разрозненных студий в крупнейший медиахолдинг Европы. Сам он остается за кадром, но задает стиль современных выпусков новостей.