Войти в почту

Россия и Запад провели крупнейший обмен заключенными

Обмен двумя дюжинами заключенных между Россией и странами Запада — крупнейший в истории России и лишь немногим менее масштабный, чем обмен 27 человек в 1985 году на «шпионском мосту» в Берлине, — готовился в атмосфере строжайшей секретности и неизбежно стал «секретом Полишинеля». Задолго до фактического обмена по соцсетям стали разлетаться сообщения о пропаже того или иного заключенного из российских колоний, а СМИ более суток следили за перемещениями спецбортов летного отряда «Россия».

Россия и Запад провели крупнейший обмен заключенными
© BFM.RU

В итоге, по данным Reuters, в Анкару прилетели семь самолетов: по одному из России, Германии, Польши, Словении и Норвегии и два из США. По данным CNN, со стороны США в переговорах об обмене участвовал директор ЦРУ Уильям Бернс, в прошлом посол США в России. Согласно статье, Вашингтон предложил Москве параметры обмена в июне, Кремль сначала дал «принципиальное согласие», а потом подтвердил сделку в середине июля.

Сообщается, что контакты с российской разведкой проходили в том числе при личных встречах на территории некоей «третьей страны». Турецкий TRT утверждает, что координировали процедуру передачи заключенных спецслужбы Турции, не исключено, что там же проходили переговоры. Сделку анализирует научный руководитель Российского совета по международным делам Андрей Кортунов:

Андрей Кортунов научный руководитель Российского совета по международным делам «Конечно, это крупный обмен, речь идет о нескольких десятках людей, по всей видимости, причем людей, которых обвиняли по разным статьям. То есть это хорошо подготовленная и довольно масштабная акция, которая свидетельствует о том, что контакты между спецслужбами продолжаются и могут приводить к таким позитивным результатам. Насколько это может быть сигналом для какого-то поворота двусторонних отношений или отношений между Россией и Западом, я думаю, сейчас говорить было бы преждевременно. По крайней мере, у нас нет оснований полагать, что это повлечет за собой какой-то более широкий политический диалог, тем более что, к сожалению, на фоне этого обмена происходят другие события, скажем, передача Украине самолетов F-16 и некоторые другие события, которые играют на обострение отношений России и Запада, по крайней мере на ближайшем отрезке времени».

В рамках сделки США были переданы американцы Пол Уилан и Эван Гершкович, обладательница двойного российско-американского гражданства журналистка Алсу Курмашева и признанный иноагентом Владимир Кара-Мурза, держатель американской грин-карты. На них Вашингтон обменял троих заключенных: осужденного за обход санкций Вадима Конощенка и осужденных за киберпреступления бизнесменов Романа Селезнева и Владислава Клюшина. Последний, владелец московской IT-компании «М13», был задержан в Швейцарии в 2021 году по обвинению во взломе корпоративных сетей в США и мошенничестве с использованием инсайдерской информации на сумму более 90 млн долларов.

Самую громкую фигуру Россия получила из Германии — это приговоренный к пожизненному заключению Вадим Красиков, осужденный за убийство гражданина Грузии и участника Второй чеченской войны Зелимхана Хангошвили. Как заявили в немецком правительстве, выдача Красикова была «нелегким решением», но в итоге Берлин согласился на уговоры Вашингтона. В обмен Германии были переданы сразу пять немцев или лиц с двойным гражданством, в том числе приговоренный в Белоруссии к смертной казни за терроризм немец Рико Кригер, осужденные за госизмену Дитер Воронин, Герман Мойжес и 19-летний Кевин Лик, а также осужденный за контрабанду наркотиков Патрик Шобель. В дополнение Россия освободила ряд российских граждан, в частности признанного иноагентом Илью Яшина и художницу Александру Скочиленко.

На первых слухах о сделке часть собеседников Business FM сомневались, что Москва пойдет на обмен до американских выборов, чтобы не делать подарок действующей администрации США. Свои оценки озвучивает председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике, главред журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов:

Федор Лукьянов председатель президиума СВОП, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» «Мне кажется, это не надо увязывать, потому что, если говорить о влиянии на выборы, то до выборов еще три месяца. Если бы это произошло в конце октября, тогда, может быть, это было бы на слуху, вот демократическая администрация костьми ложится, чтобы вызволять из узилищ американских граждан. Сейчас это все смоется разговорами дальнейшими. Я думаю, что здесь дело не в том, кто кому хотел пас сделать, а были очень мучительные, долгие, сложные переговоры, но вот когда договорились, тогда и договорились. Потому что здесь тоже если перегнуть, то можно опять все сорвать. Я не думаю, что для американцев, которые сейчас вовсю раскочегаривают избирательную кампанию, это тема, которая больше всего волнует. Упоминать о том, что мы всегда стоим на страже интересов наших граждан, — это всегда полезно, но не об этом выборы, особенно с Харрис. Если бы это по-прежнему был Байден, то там можно было, потому что это его политика целиком. Харрис, строго говоря, ко всему этому никакого отношения не имеет. А что касается того, будет ли это первым шагом к каким-то другим договоренностям, я очень в этом сомневаюсь, потому что, во-первых, и опыт холодной войны тоже свидетельствует, что это совершенно отдельная сфера, это отдельная плоскость. Работа спецслужб, договоренности, размены — это было всегда, и при очень плохих отношениях, и при менее плохих отношениях, и это отдельно от всего остального. Никакого политического изменения из этого, как правило, не следует, это другое направление. А что касается вообще возможности каких-то договоренностей, я, честно говоря, не вижу предмета, совсем не вижу предмета. Представить себе, что в оставшиеся месяцы вдруг произойдет какой-то резкий разворот везде, у всех участников, и они скажут: «Нет, давайте быстро договариваться», — мне кажется, что это абсолютная фантастика».

Несмотря на сомнения собеседников Business FM о дальнейшей нормализации между Москвой и Вашингтоном, вопрос явно витает в воздухе. В частности, в четверг вечером его задали президенту США Джо Байдену на пресс-конференции, приуроченной к обмену заключенными. В ответ глава Белого дома сказал следующее: «Как бы сказала моя сестра, ваши бы слова да богу в уши». Россия в связи с произошедшим деэскалацию не комментировала, но в день обмена пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков назвал переговоры о мире «предпочтительным путем для разрешения» российско-украинского конфликта. Среди известных фигур, не попавших в списки на обмен, — россиянин Александр Винник, обвиняемый в США в создании криптобиржи BTC-e и отмывании 4 млрд долларов. Как заявил РБК его адвокат, бизнесмена не смогли обменять, поскольку приговор по его делу еще не вынесен. Юрист пояснил, что Москва и Вашингтон «почти никогда» не освобождают людей, которые еще не осуждены.

Поздно вечером самолет с возвращающимися после обмена освобожденными россиянами сел в аэропорту «Внуково-2».