Войти в почту

о необходимости создавать альтернативные формы и платформы

«Необходимы суверенные институции, причём не локальные, не изолированные, а открытые миру. Глобальные. Этакий культурный или информационный БРИКС... Привлекательностью своего и следует выдавливать чужое. Это параллельный процесс, в котором не должно быть провалов и лакун. Через это и YouTube отпадёт, как пожухлый осенний лист, как один из символов несвободы и манипуляций».

В российском МИД призвали граждан страны отказаться от YouTube и переходить на RUTUBE. Всё дело в том, что иноземный видеохостинг показательно игнорирует российское законодательство и не удаляет огромный, разрастающийся ворох экстремистских материалов. При этом платформа методично блокирует российские каналы информации.

Так и вспоминается библейская мудрость, призывающая не ходить на совет нечестивых…

Но ситуация с YouTube требует более тонких настроек. Причём проблема касается не только конкретного видеохостинга, но и внешней коммуникации страны, её позиционирования в мировом сообществе, в том числе и в крайне неблагоприятной среде — агрессивно-враждебной, с тотальным диктатом чуждой и враждебной картины мира, тщательно свёрстанной в соответствии с духом и буквой западных идеологических стандартов.

Да, существует жесточайшая информационная монополия: Запад стремится к тотальному контролю всех каналов коммуникации, которые в его руках становятся орудием принуждения и подчинения. Да, YouTube пребывает в формате репрессивного оружия мирового цензора.

Вот и замдиректора департамента информации и печати МИД России Андрей Настасьин отметил, что «YouTube — это не нейтральная платформа, она отрабатывает политические установки Вашингтона», который сначала взялся за информационное сдерживание нашей страны, а затем (ещё до начала СВО) в ход пошли репрессии и блокировки.

Мы тоже можем пойти по такому пути, но при этом для нас важно не перейти в крайность изоляционизма. Поэтому не совсем правильно будет только лишь отвечать цензурой на цензуру, запретами на запреты. Тут ведь как в экономике: не Россия выбрала политику изоляции, а именно Запад изолирует себя санкционным беспределом, опущенным информационным железным занавесом.

Россия не встала на путь самоизоляции, и её, несмотря на все попытки, не смогли изолировать. В этом и состоит важное знание, достигнутое опытным путём. Его необходимо переносить и на другие сферы: информационную, культурную, научную. Поэтому дискуссия вокруг YouTube крайне важна: она создаёт прецедент, который можно будет масштабировать.

Необходима не изоляция, а элементарная гигиена с использованием избирательных санитарных методов против пропагандистской оголтелости. Не пропаганда и наделение сладким вкусом через запреты чужого, а изменение общей ценностной иерархии, где первичным, престижным, заслуживающим доверия будет своё, а чужое — на маргинальной периферии. Необходимо делать своё синонимом свободного, независимого, а продукты и орудия западной пропаганды — информационными пустышками, после которых следует тщательно мыть руки, а лучше брезгливо обходить стороной.

Причём сейчас самое благоприятное время для этого — когда Запад в антироссийской истерике нивелировал доверие с политической, экономической, информационной и культурной точек зрения, погрузив себя в репрессивно-пропагандистский кокон. Когда он публично саморазоблачился и явил всему миру себя настоящего — того, кто может дать только меч, хаос и разделение.

Необходимо атаковать, а не только простым путём запретов защищать оборонительные рубежи. Сейчас сама история вывела Россию на роль лидера в построении альтернативной Западу концепции мироустройства. Необходимо создавать свои каналы информации по продвижению своей точки зрения, причём ориентированные на солидарность и сплочение вокруг них многих — по-настоящему объединённых — наций.

Взять, к примеру, сферу культуры (и литературы, в частности). Вовсе не стоит идти широкими шагами по торной и избитой дороге цензурных запретов. Тем более что проходили уже: такой гладкий путь известно куда ведёт. Здесь первичны свои социальные лифты и истории успеха, своя ценностная иерархия и ориентиры. Подобная система тонких культурных настроек будет многим лучше и эффективнее оппонировать конкурентам и противостоять чуждому идеологическому оружию и ядам, нежели запреты. Создав своё, затем начинаем его популяризировать и продвигать, поднимая в ценностной культурной иерархии.

Буквально на днях прочёл прекрасную повесть Валерии Троицкой «Донбасское море», ориентированную на подростковую аудиторию. Но круг читателей книги намного шире, потому что в ней именно наша, отечественная оптика, наша правда. Книга так и просится для экранизации. Почему бы не снять фильм на её основе уровня «Летят журавли», ориентированный в том числе на зарубежного зрителя? Разучились? Да нет, конечно! Всё дело в целеполагании и воле отринуть многие догмы и штампы, которыми стреножило нас в том числе и западное влияние, сбросить хомут подражательства Западу.

Или взять отличную книгу питерского литератора Дмитрия Орехова «Журавлики». Она прекрасно раскрывает колониальную и хищническую сущность англо-саксонской цивилизации. Кто мешает снять на её основе, скажем, полнометражный мультфильм и пустить его в большой мир? Аудитория будет огромная. Ведь именно схожим образом в годы холодной войны популяризировалось, например, послание книг Оруэлла.

Переживаем, что не пустят в «приличные дома», то есть на фестивали и в прокат? Так и тут ответ на поверхности: необходимо создавать свои, альтернативные. Ведь сама Россия сейчас поняла и вспомнила, что она альтернативная Западу цивилизация. Не колонизатор, а лидер свободного мира. Именно таковой она и была всю свою тысячелетнюю историю. И только в таком статусе может сохраниться.

Будут перекрыты каналы для проката — надо создавать свои: свободные, отстаивающие наши ценности и защищённые от западного диктата. Надо продвигать тот же RUTUBE.

Вот он, путь, — если мы хотим всерьёз и надолго отстоять себя и свою правду. Объединить мир и избавить его от бесконечного ритуала жертвоприношений алчному истукану Запада.

Необходимы суверенные институции, причём не локальные, не изолированные, а открытые миру. Глобальные. Этакий культурный или информационный БРИКС.

Мы ведь не желаем жить под их сапогом и находиться в пространстве открытия парижской Олимпиады, поэтому надо ориентироваться на работу вдолгую. Не ради противостояния, а для защиты и отстаивания своего, которое должно становиться привлекательным, ведь в нём отсутствуют хищничество, диктат и принуждение.

Привлекательностью своего и следует выдавливать чужое. Это параллельный процесс, в котором не должно быть провалов и лакун. Через это и YouTube отпадёт, как пожухлый осенний лист, как один из символов несвободы и манипуляций. Собственно, именно такой ориентир и обозначен в призыве МИД — переходить, развивать и осваивать нашу платформу.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.