Войти в почту

Для медиков и педагогов хотят ввести обязательную отработку после вуза

Регионы предлагают ввести обязательную отработку для студентов-медиков после окончания вуза. Аналогичные инициативы звучат и для будущих педагогов. Об этом на заседании президиума Совета законодателей 26 июля рассказал председатель Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев. Обсудить этот «неоднозначный вопрос» парламентарий предложил на уровне кабмина.

Для медиков и педагогов хотят ввести обязательную отработку после вуза
© Парламентская газета

Три года за диплом

В Госдуму внесен законопроект (№ 656009-8) о качестве медицинского образования, который наделяет Минздрав новыми полномочиями в сфере подготовки кадров. Например, ведомство может получить право разрабатывать и утверждать типовые дополнительные профессиональные программы медобразования. Предлагается ужесточить требования к организациям, которые занимаются подготовкой таких кадров.

«При подготовке документа регионы также высказали предложение о введении обязательной отработки для студентов-медиков, — сообщил Сергей Кабышев. — Нужно подумать, поскольку вопрос о введении обязательного распределения непростой. Важно также понимать, готовы ли регионы взять дополнительную нагрузку по обеспечению таких специалистов жильем, мерами социальной поддержки. Поэтому предлагаем обсудить это на уровне Правительства».

Речь идет только о студентах, которые учатся на бюджете, отработка может составить три года, уточнила председатель Комиссии Совета законодателей по образованию и науке, председатель Заксобрания Томской области Оксана Козловская. Она также отметила, что аналогичные предложения об отработке поступают из регионов и для студентов педвузов.

Кадры для экономики и вузов

Дополнительную поддержку медиков и педагогов предложили сенаторы. Например, в постановлении по итогам заседания президиума Совета законодателей предлагается рекомендовать кабмину увеличить компенсационные выплаты таким работникам, переехавшим в поселки и города, где живет менее 50 тысяч человек.

Среди других рекомендаций проекта постановления — проработать механизм предоставления вне очереди жилья по соцнайму педагогам, стоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

«Также необходимо наполнить предприятия Донбасса и Новороссии квалифицированными кадрами с учетом потребности экономики этих регионов», — отметил первый вице-спикер Совета Федерации Андрей Яцкин.

Плюс 30 процентов заявок

Как работают уже принятые нормы, на заседании рассказала вице-спикер Госдумы Ирина Яровая. Например, с этого года по новым правилам проводится целевой набор в вузах. Теперь все свои предложения будущие работодатели публикуют на платформе «Работа в России».

Эти нормы вступили в силу только в мае этого года, но уже позволили увеличить количество заявок от работодателей на целевое обучение на 30 процентов, рассказала депутат. «При этом мы видим качественные изменения, особенно в подготовке будущих врачей, по уровню заявок абитуриентов. Всегда проблемой было то, что кто-то кого-то приводил за руку, без конкурса и был невысокий бал ЕГЭ среди поступающих по целевому набору на медицинские специальности. Мы провели обсуждение в Казани, и Казанский государственный медицинский университет нам подтвердил, что в прошлом году проходной балл был 204, в этом году благодаря целевому набору составил 248», — сказала Ирина Яровая.

Обновленный закон

О трансформации системы высшего образования в России на заседании рассказал замминистра науки и высшего образования Дмитрий Афанасьев: «Цель высшей школы — обеспечение доступного, качественного и востребованного образования с учетом интересов регионов, приоритетов научно-технологического развития и пространственного развития. Эта триада определяет векторы развития образования».

Напомним, эксперимент по реформе вышки начался в России в прошлом году. Он предполагает введение новых уровней образования: базового высшего и специализированного высшего — магистратуры и аспирантуры (адъюнктуры). Участниками пилота стали шесть вузов. Их количество могут увеличить в 2025 году.

Ожидается, что все вузы страны перейдут на новую систему в 2026 году, сообщал раньше на выездном заседании профильного комитета Госдумы в Физтехе в подмосковном Долгопрудном министр науки и высшего образования Валерий Фальков.

Главной задачей в 2025 году будет законодательное обеспечение перехода на новую систему высшего образования, отметил Афанасьев: «Это потребует активного участия обеих палат парламента».