Депутаты Заксобрания Красноярского края обсудили, как помочь муниципалитетам

Совместное заседание двух комитетов стало последним крупным событием парламентского сезона. В центре внимания оказалась ситуация, связанная с судебными решениями, предъявляемыми органам местного самоуправления региона.

Депутаты Заксобрания Красноярского края обсудили, как помочь муниципалитетам
© Парламентская газета

Где взять миллиарды?

Как пояснила председатель комитета по госустройству, законодательству и местному самоуправлению Галина Ампилогова, поручение разобраться в этом вопросе было дано на заседании сессии Законодательного Собрания.

По словам начальника специализированного отдела судебных приставов по Красноярскому краю Главного межрегионального управления ФССП Екатерины Гусевой, общая сумма, необходимая для исполнения судебных решений, составляет около 16 миллиардов рублей. В первом полугодии 2024-го в ведении судебных приставов находилось 1881 исполнительное производство неимущественного характера в отношении должников — получателей средств бюджетов разного уровня. Из этого количества 328 прекращено.

В большинстве случаев судебные решения не исполняются из-за недостатка финансовых средств.

Речь идет об исправлении ситуации с нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства, о создании условий для безопасности дорожного движения и пожарной безопасности, о проведении ремонта зданий и сооружений, о ликвидации несанкционированных свалок.

На первом месте — обеспечение жильем

Заместитель председателя правительства — министр финансов Владимир Бахарь пояснил: проблема неисполнения судебных решений актуальна не только для Красноярского края, но и для других субъектов РФ. При этом большое количество выданных предписаний никак не соотносится с возможностями бюджетов — как муниципальных, так и региональных.

Министр финансов подтвердил, что большинство судебных решений касается обеспечения жильем отдельных категорий граждан, на втором месте — приведение учреждений социальной сферы в соответствие с требованиями надзорных органов.

Три направления были названы самыми «финансовоемкими» (на них приходится 75 процентов всех средств): создание объектов инфраструктуры земельных участков, предоставляемых многодетным семьям; строительство и реконструкция очистных сооружений; обращение с твердыми коммунальными отходами.

На исполнение предписаний больше всего денег необходимо Красноярску, Минусинску, Нижнеингашскому и Таймырскому Долгано-Ненецкому муниципальным районам. По имеющимся в региональном минфине данным, к началу 2024-го на четыре территории приходилось 70 процентов от всей предъявляемой суммы.

Для территорий выход из создавшейся ситуации — участие в госпрограммах и концентрация финансов (дополнительные доходы, внутренние ресурсы).

Что уже делается для улучшения ситуации? Как пояснил Владимир Бахарь, в первую очередь постоянно наращиваются объемы финансирования по государственным программам и в рамках бюджета развития. По обеспечению жильем детей-сирот в муниципалитетах долгое время решения не принимались, поскольку для этого не было возможностей (не строили дома и купить было нечего), но уже заработала и дает результаты система сертификатов.

И еще. По данным министерства финансов, не имели неисполненных судебных решений на начало 2024 года Норильск, ЗАТО Солнечный, Иланский район и Тюхтетский муниципальный округ.

Контроль надо усилить

Обсуждение началось с выступления председателя комитета по делам села и агропромышленной политике Владислава Зырянова (по видео-конференц-связи из Барнаула, где он находился в служебной командировке): «В Алтайском крае во многом те же проблемы, что и у нас, мы обсуждали эти вопросы с губернатором Виктором Томенко». Владислав Валерьевич особо акцентировал внимание на суммах предъявляемых судебных решений, которые сопоставимы с бюджетами территорий, а иногда и значительно превышают их.

По мнению депутата Заксобрания Максима Маркерта, главы на местах должны правильно расставлять приоритеты — в первую очередь надо уделять внимание вопросам, которые обеспечивают безопасность людей.

Вице-спикер краевого парламента Дмитрий Свиридов отметил: «Абсолютно согласен с тем, что в подходах к проблеме необходима здравая оценка ситуации. Согласен и с тем, чтобы контроль со стороны краевых органов власти был усилен». А еще он предложил тщательно анализировать судебные решения, предъявляемые главам муниципалитетов, — тогда им проще будет помочь.

Председатель комитета по образованию и культуре Вера Оськина назвала обсуждаемую тему непростой: «Мы все отвечаем за качество жизни населения в крае. Давайте будем решать вопросы поэтапно, потому что просто предъявить судебный иск главе, у которого бюджет территории во много раз меньше, это не выход». Вера Егоровна сообщила, что из всех социальных учреждений для исполнения предписаний лишь на детские сады выделено 150 миллионов рублей, а всего предъявлено 1,2 миллиарда рублей.

Поступило предложение вынести вопрос на заседание сессии в новом парламентском сезоне.

Продолжая тему, депутат Заксобрания Владимир Вахтель напомнил: в сельских территориях многие детсады и ДК находятся в ветхом состоянии, что никак не способствует главной цели — улучшению качества жизни в муниципалитетах.

О своем видении ситуации (с конкретными примерами) рассказали зампредседателя комитета по бюджету, госсобственности и защите прав граждан Виктор Кардашов, депутаты Юрий Адаменко, Ирина Иванова, Анатолий Самков, Максим Золотухин, Екатерина Уделько.

В свою очередь, региональный уполномоченный по защите прав предпринимателей Ольга Загитова сообщила, что многие вопросы можно решать в досудебном порядке, при этом правовую помощь окажут специалисты ККГБУ ДПО «Институт государственного и муниципального управления при правительстве Красноярского края».

Председатель комитета по делам села и агропромышленной политике Владислав Зырянов предложил вынести вопрос на заседание сессии Законодательного Собрания.

Подводя итоги, Галина Ампилогова отметила: «Обсуждался вопрос, который мы считаем очень важным. Надзорные органы выносят предписания, затем следуют решения судов, и их должны исполнить органы местного самоуправления. В случае неисполнения к должностным лицам может применяться и административная, и уголовная ответственность». Она добавила, что в большинстве случаев судебные решения не исполняются из-за недостатка финансовых средств, но многое зависит и от компетентности власти на местах, от организации работы, а также от правильно расставленных приоритетов.

Комментарий

Владимир Чащин, председатель комитета по бюджету, государственной собственности и защите прав граждан Законодательного Собрания Красноярского края:

- Необходимо исполнять судебные решения, изыскивая для этого возможности (прежде всего — финансовые).

Мы провели совместное заседание двух комитетов и считаем состоявшийся разговор очень полезным. В первую очередь потому, что тема охватывает не только муниципальные образования, но и затрагивает финансовую политику региона. Кроме того, как отмечали участники заседания, исполнение судебных решений и проблемы, которые есть в этой сфере, характерны и для других субъектов РФ.

Есть судебные решения, которые затрагивают права граждан, в частности детей-­сирот, по обеспечению жильем. На передний план вышла и тема полигонов ТКО, но пока она финансово не обеспечена. Мы для себя определяем, что это требует решений на уровне края. Правительство региона вопросом уже занимается, мы тоже обозначили необходимость особого внимания к этой теме.

Выносятся предписания и по объектам социальной сферы — надо обеспечить безопасность тех учреждений, которые оказывают муниципальные или государственные услуги. Мы это тоже считаем приоритетом и для себя определили: до первого октября получаем соответствующую информацию, анализируем и уже накануне принятия проекта бюджета Красноярского края на 2025—2027 годы будем смотреть, как там отражено финансирование судебных решений.