Сгоревший лес на Байкале хотят вырубить
В июне 2023 года Госдума приняла в первом чтении законопроект об охране Байкала. В обществе документ вызвал большой резонанс, особенно вопрос сплошных рубок в границах центральной экономической зоны Байкальской природной территории. Поэтому за год в документ внесли несколько поправок и сейчас готовят ко второму чтению. Предложения авторов и мнение экспертов выслушала «Парламентская газета» 24 июня на заседании экспертного Совета Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды.
Не хватает развития
Сейчас в центральной экологической зоне рядом с Байкалом Законом «Об охране озера Байкал» запрещается проводить сплошные рубки леса. В 2023 году в Госдуму внесли законопроект, в котором предложили допустить сплошные рубки в центральной экологической зоне Байкальской природной территории по 31 декабря 2030 года в некоторых случаях, например для строительства «селезащитных и иных гидротехнических сооружений или систем коммунальной инфраструктуры, необходимых для обеспечения функционирования населенных пунктов». И хотя документ вызвал горячую дискуссию, авторы продолжают настаивать на важности развивать территории у Байкала для блага их жителей.
За последние 20 лет численность населения в Иркутской области и Бурятии снизилась на 500 тысяч человек, рассказал глава Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Дмитрий Кобылкин. «В центральной экологической зоне расположено 158 населенных пунктов, где на 1 января 2024 года проживает 123 тысячи человек. При этом за те же 20 лет туристический поток к озеру Байкал вырос более чем в три раза — до двух миллионов человек», — отметил Кобылкина. Необходимо развивать эти населенные пункты, ведь в 116 из них, а это 73 процента, нет системы централизованного водоотведения. Также, по данным МСЧ России, 57 населенных пунктов, что составляет 36 процентов от общего числа, не имеют противопожарных расстояний, посетовал он.
Без сплошных рубок, но с переводом земель
В законопроект ко второму чтению внесли несколько поправок. В первоначальной версии авторы предложили разрешить сплошные рубки в центральной экологической зоне Байкальской природной территории. Согласно предложенным изменениям, подобные действия на землях лесного фонда и землях особо охраняемых природных территорий запретят. Правда, с исключением — разрешат сплошную вырубку сгоревшего леса, если нельзя будет выборочно очистить пострадавшую территорию, и высадить новые деревья, рассказал Дмитрий Кобылкин.
Кроме этого, в центральной экологической зоне предложили разрешить переводить земли лесного фонда в земли других категорий. Это понадобится в случае строительства гидротехнических или сооружений, предназначенных для предупреждения негативного воздействия опасных геологических и других природных процессов на Байкал, автомобильных дорог, тепловых и электросетей, водопроводов, линий связи, если не будет других вариантов их размещения.
Такая норма будет действовать до 31 декабря 2030 года. Чтобы это сделать, необходимо положительное заключение государственной экологический экспертизы, подчеркнул Кобылкин. Также при переводе земли в другую категорию ее владелец должен будет восстановить лес на участке площадью в пять раз больше.
Также в изменениях — предложение разрешить перевод земель в другую категорию для создания мест погребения и противопожарных разрывов. На таких землях запрещено будет размещать любые капитальные и временные объекты.
Плюсы или риски?
Оборот земель внутри населенных пунктов для нас тема долгожданная, заявила уполномоченный по правам человека в Иркутской области Светлана Семенова. Это разрешит длительную проблему нарушенных прав людей, проживающих в центральной экономической зоне. Поправки также поддержал член Общественной палаты Бурятии Валерий Яковлев: «Нет ни одного человека, проживающего на прибайкальской территории, который выступил бы против этого закона. Это даст возможность людям нормально жить».
Разрешение сплошных санитарных рубок погибших деревьев создает высокие риски того, что лес могут сделать таким специально, к примеру поджечь, опасается представитель Координационного совета по экологическому благополучию Общественной палаты России Татьяна Честина. Кроме того, важно, чтобы высаживали на замену именно те деревья, которые пришлось вырубить. Если вырубили кедр, то и посадить нужно это дерево, а не осину, к примеру.
«Все предложения мы учтем и будет дорабатывать законопроект. Документ очень сложный, но двигаться вперед нам необходимо», — подытожил Дмитрий Кобылкин. Поправки парламентарии ждут до 1 июля.