«Железный занавес» и выездные визы – кошмар из прошлого или будущая реальность?
Власти РФ не собираются закрывать страну и запрещать россиянам ездить по миру или же запрещать уехавшим соотечественникам въезд в Россию, заявила спикер Совфеда Валентина Матвиенко.
По ее словам, путешествовать за границу – это право людей. И когда они ездят по миру, видят, что там и как, они возвращаются домой и говорят «а у нас все-таки лучше».
«Мы не собираемся вешать замок, мы не собираемся запрещать въезд в нашу страну, ну, кроме, конечно, тех, кому запрещен въезд по объективным причинам. А так, мы ждем своих домой», – добавила она
Спикер Совфеда также отметила, что планов по закручиванию гаек у руководства страны нет.
«Возвращение к тоталитарному государству невозможно, недопустимо. У нас уже есть исторический опыт, и мы знаем, как долго и трудно мы избавлялись от последствий. И второе тоталитарное государство никогда не может быть в XXI веке в странах, которые настроены на развитие. Россия настроена на развитие», – подчеркнула Матвиенко.
Вообще-то мы с Западом находимся фактически в состоянии холодной войны. И в стране есть немало откровенных врагов. Может, выслать их уже на «благословенный Запад»?
– Юридической базы для этого нет. И главное – политической воли нет, – говорит политолог Владимир Можегов.
– Можно ли, к примеру, собрать 15 миллионов ментально, культурно, расово нам чуждых мигрантов и выслать их из страны? Обезвредив тем самым тикающую бомбу колоссальной силы, заложенную под страной? Можно, но… Мы все остаемся ее заложниками.
Так же и здесь. Надо понимать, что наша власть никогда не хотела никакой войны с Западом, она хотела своего места за столом с уважаемыми партнерами. А уважаемые партнеры ее подставили, обманули, втянули в конфликт. И ментально за два года здесь мало что изменилось. Власть наша осталась без стула, но продолжает топтаться у стола – а может все-таки пустят?
Вот мы сейчас покажем какие мы, и… У взятого на днях за коррупцию замминистра обороны дети живут на Западе, у его экс-жены – якобы израильский паспорт, у парочки – куча недвижимости во Франции, в том же Израиле. Достаточный ли это ответ на вопрос?
«СП»: Нужен ли нам "железный занавес"? В конце концов, Запад сам от нас отгораживается, а нам что делать в ответ?
– Разумеется, никакой "железный занавес" нам не нужен. Да и чем мы отличаемся от этого пресловутого (и не существующего на самом деле) «запада»? Количеством мигрантов? Нет. Устройством центробанков? Нет.
Расслоением между олигархическим классом и народом? Нет. Какие-то другие люди владеют русской землей и капиталами? Тоже нет, ровно те же самые. Разве что у нас запрещена пропаганда ЛГБТ* и нет гейпарадов. Кажется, маловато.
«СП»: По словам Матвиенко, у руководства страны нет планов по «закручиванию гаек». Не рано ли зарекаться? Ситуация сложная. Возможно, некоторые гайки и впрямь стоило бы закрутить? Какие?
– Антикоррупционные, разумеется. Всерьез взяться за олигархат и вытрясти его до основанья. На место «уважаемых» и «авторитетных» людей привести людей знающих и умеющих. Нужна, одним словом, консервативная революция сверху. Это главное. Без этого конфликт не выиграть.
«СП»: Дойдет ли до тотального закручивания? По словам Матвиенко, Россия не может вернуться к тоталитаризму…
– Всякая настоящая война, а с Западом именно что война, требует внутренней мобилизации народа, следовательно, и авторитаризма в хорошем смысле – просвещенной национальной диктатуры.
Не сегодняшней разлагающейся диктатуры олигархии, и не той либеральной диктатуры, которую постепенно начинают вводить «на западе», а национальной диктатуры по Ивану Ильину: диктатуры закона, диктатуры национальной культуры.
Требует того национального возрождения, которого власть сегодня боится гораздо больше, чем пресловутого «запада» и войны с ним. С просвещенной национальной диктатурой, с верой в национального вождя и внутренней мобилизацией народа побеждать можно. И народ к этому готов – за это он и голосует. Крылья у него еще не отвалились.
«СП»: Насколько, по-вашему, СВО изменила наше общество в целом, сделало его более ответственным?
– Рано, конечно, делать выводы. Еще раз повторю: власть никогда не хотела войны с Западом, власть всегда хотела, чтобы ей дали место за столом «нового мирового порядка», место, которое, как она считала, была достойна. Но за стол ее не взяли, и уже ясно, что не возьмут. Дальше порога не пустят.
Но это нам понятно, а что понятно ей? Продолжает ли она пребывать в своих наркотических грезах или уже начинает понемногу трезветь? Возможно, дело Тимура Иванова как-то отчасти прояснит этот вопрос.
– То и дело ходят слухи об отмене выборов, введении тотальной цензуры, запрете на выезд из страны... Скорее всего, Матвиенко имела в виду именно такие разговоры, и решила их по мере возможности пресечь, – считает политолог, доцент факультета международных отношений и зарубежного регионоведения РГГУ Вадим Трухачев.
– Когда страна ведёт боевые действия – закручивание гаек полностью оправдано. Насколько я вижу, большинство населения это прекрасно понимает. Тут специально примеры искать не надо – так поступали все и во все времена. Вопрос только в том, какие гайки закручивать, и не перекрутить их так, чтобы резьбу сорвало.
«СП»: Матвиенко уверена, что Россия не может вернуться к тоталитаризму. Так ли это?
– Пример нового тоталитаризма пытается давать современный Запад. Там «глубинное государство», СМИ и «общественность» занимаются травлей инакомыслящих. За то, что не согласны с политикой в отношении России. За то, что не приемлют однополые браки, "зелёный переход" и т.п. Социалистическая и консервативная идеология свои крайние формы уже пережили. Похоже, сейчас настало время крайностей либерализма.
Второй вариант – исламистский тоталитаризм вроде того, что был у талибов** в Афганистане на рубеже 20-21 вв. В какой-то степени примером тоталитарного общества может служить КНДР – но это «островок», не претендующий ни на что глобальное.
«СП»: По словам Матвиенко, Россия не собирается закрывать страну. Но ведь Запад сам закрывает Россию. В Европу уже так просто не поездишь. Если они от нас отгораживаются, как нам реагировать?
– Лично я считаю, что у нас должен быть строго зеркальный визовый режим со странами Запада. А в условиях СВО граждане недружественных стран, приезжая в Россию, должны находиться под постоянным наблюдением. Значит, выдавать им ровно столько виз, за сколькими их обладателями можно уследить.
Что касается ездящих на Запад в нынешних условиях – их необходимо жёстко проверять. Даже командированных. Игру в мирное время пора прекратить.
«СП»: Матвиенко призвала помочь возвращаться россиянам, не выступавшим против страны. Как их можно простимулировать вернуться?
– Дать им достойную работу, дать им возможность открыть своё дело, дать льготную ипотеку... Часть уехавших на Запад – это действительно спецы, не имевшие возможность раскрыться дома. И если они сохранили российские паспорта и не занимались антироссийской деятельностью – их надо пустить, они стране нужны. Естественно, пустить после тщательной проверки.
«СП»: Изменилось ли наше общество? Два года всего прошло, часть страны живет так, как раньше, как будто и нет никакой СВО.
– СВО, безусловно, жизнь страны изменила. И есть четыре части общества. Первая – сознательная, понимающая, что происходит. Вторая – потребительская, желающая всё вернуть, как прежде. Третья – те, чья жизнь мало изменилась. И четвёртая – готовая подстраиваться под изменение. Пожалуй, относительно преобладают именно последние.
У нас много лет воспитывали «потребителей» и сознательно деполитизировали граждан. А СВО потребовала ровно обратного. Потому перестройка сознания идёт тяжело, и для неё своей русофобией больше делают Украина и Запад, чем власти. Именно они пробуждают патриотизм порой лучше, чем собственное государство.
«СП»: По-вашему, может все же дело дойти до выездных виз и в каком случае это может произойти?
– Только если ЕС и НАТО прямо объявят нам войну. Но это пока маловероятно.
* Международное общественное движение ЛГБТ решением Верховного суда РФ от 30.11.2023 признано экстремистским, его деятельность на территории России запрещена.
** Движение «Талибан» решением Верховного суда РФ от 14 февраля 2003 года было признано террористическим, его деятельность на территории России запрещена.