Бюрократическую нагрузку на учебные заведения предложили снизить
Учебным заведениям предложили разрешить не предоставлять государственным органам, органам местного самоуправления и организациям информацию и документы при отсутствии законодательных оснований, а также в случае если такие информация и документы уже предоставлялись в текущем году. Такой законопроект внесен в Госдуму 26 апреля и размещен в электронной базе палаты.
Сейчас открытость и доступность образовательных организаций обеспечивается за счет предоставления ими информации о дате создания, учредителях, представительствах и филиалах образовательной организации, о ее месте нахождения, режиме, графике работы, контактных данных, о структуре и об органах управления, о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), численности обучающихся и т. д.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 29 («Информационная открытость образовательной организации») закона об образовании в РФ. Согласно документу, образовательные организации могут получить право не предоставлять госорганам, органам местного самоуправления и организациям информацию и документы при отсутствии оснований, предусмотренных в федеральных законах, а также если подобные сведения и документы ранее уже предоставлялись тому же госоргану, органу местного самоуправления и организациям в текущем году.
Законопроект также предусматривает расширение полномочий Минпросвещения по утверждению перечня документов, подготовка которых проводится педагогами не только при преподавании в школах, но и в ссузах, а также при реализации образовательных программ, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования. Также предполагается наделение Минобрнауки правом утверждать перечень документов, которые готовят педагоги при реализации образовательных программ высшего образования.
Авторами документа стали депутаты комитетов Госдумы по просвещению, а также по науке и высшему образованию и сенатор Лилия Гумерова. В случае принятия закона он вступит в силу с 1 сентября 2024 года.
«Проект закона — коллективная разработка, начатая давно, — рассказал «Парламентской газете» член Комитета Государственной Думы по просвещению Анатолий Вассерман. — Суть его проста — ограничить перечень структур, имеющих право требовать отчетности от педагогов. Исходя из многолетнего опыта и постоянного увеличения структур, считающих своим долгом регулярно запрашивать у педагогов какие-нибудь дополнительные сведения, и был принят закон с перечнем структур, имеющих право требовать отчеты от учителей. Он получился тоже достаточно велик, но, насколько мы можем судить, теперь в него входят те, которые понятно как используют полученную информацию.
Применительно к школе опыт оказался положительным, поэтому решено распространить его на дошкольные учреждения. Там бюрократии не меньше. Надеюсь, что скоро и сотрудникам дошкольных учреждений станет проще, когда этот закон заработает для них. Повторюсь, это не самостоятельный закон, с нуля предлагаемый к принятию, это расширение действия уже принятого закона на дошкольные учреждения», — отметил законодатель.
В обязанностях педагогов дошкольных учреждений нужно оставить подготовку и представление для проверки только двух документов: рабочего журнала воспитателя ДОУ и отчета о реализации календарно-тематического плана, заявила «Парламентской газете» один из авторов законопроекта, член Комитета Госдумы по просвещению Лариса Тутова.
«Педагоги по-прежнему находятся под прессом множества запросов из профильных ведомств, на которые нужен ответ «еще вчера», а также дублирования информации, вводимой в разнообразные информационные системы. И так у учителей и педагогов всех уровней образования, а также администраций учреждений. А это никак не решает вопрос кадрового голода в профессии и лишь усугубляет его», — отметила депутат.
Предполагается, что закон вступит в силу с 1 сентября, рассказал «Парламентской газете» первый заместитель председателя Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Александр Мажуга. Сейчас, по его словам, складываются ситуация, при которой у образовательной организации запрашивается одна и та же информация в различные ведомства. Например, все организации образования и науки ежемесячно подают отчет о средней заработной плате в Социальный фонд, а также данные загружаются в мониторинг ФОИВа.