Пугачевой, Галкину, Макаревичу предложена "моральная амнистия"

В Госдуме предложили рассмотреть варианты «механизма прощения» артистов, которые покинули страну после начала специальной военной операции и негативно высказывались в отношении России. Обращение с соответствующей инициативой на имя вице-премьера Андрея Белоусова направил депутат Иван Сухарев, сообщает RT.

Пугачевой, Галкину, Макаревичу предложена "моральная амнистия"
© Свободная пресса

По мнению парламентария, представители шоу-бизнеса, которые желают вернуться, могли бы получить «моральную амнистию». Для этого им необходимо принести публичные извинения или записать видеообращение, заявив о своей поддержке в проведении спецоперации на Украине и руководства страны.

«Прошу Вас поручить рассмотреть вопрос о возможности разработки механизма так называемой амнистии, например видеообращения или документа о поддержке проведения Россией специальной военной операции на Украине, действий и решений высших должностных лиц государственной власти Российской Федерации и России в целом, подписав и опубликовав которые, в том числе с публично принесёнными извинениями, которые будут размещены на официальном сайте Министерства культуры Российской Федерации», – говорится в документе.

Подправив таким образом свою репутацию, полагает Сухарев, деятели культуры получат возможность возобновить работу на территории российского государства.

Депутат напомнил, что в конце февраля председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин заявил, что все артисты, которые покинули страну и дискредитируют действия российской армии из-за рубежа, в случае возвращения будут отвечать согласно букве закона.

Как именно, разъяснил тогда заслуженный юрист России Иван Соловьев.

По его словам, когда «публичный человек высказывается в расчёте на неограниченный круг лиц, это уже перестаёт быть только его личным делом». И дискредитация ВС РФ подпадает под статью 280.3 УК России. При этом неважно, совершены противоправные действия на территории РФ или за ее пределами – виновному грозит крупный штраф, принудительные работы, арест или даже лишение свободы на срок до 5 лет. Как отметил Соловьев, «каждый такой случай, будет рассмотрен по закону и строго индивидуально».

То есть, на самом деле, уже есть механизм, определяющий и меру ответственности за противоправные действия, и степень наказания.

Тогда для чего нужна еще так называемая амнистия? Не говоря уже о том, нужны ли тут «испуганные патриоты», которых депутат предлагает понять и простить. Эти Галкины*, Макаревичи*, Гребенщиковы*, Назаровы*, Хаматовы (странным образом, до сих пор не иноагент), Белые*, Смольяниновы* и им подобные…

Они уехали их страны, громко хлопнув дверью. Многие публично поливают Россию, ее армию грязью.

Выходит, теперь им достаточно будет покаяться на камеру – и все забыто? Снова гастроли, аплодисменты, гонорары, всеобщая любовь и признание? А ведь изобразить искренность для профессионального артиста не проблема. Вот только тот, кто предал однажды, обязательно предаст снова.

Люди обычные это как раз прекрасно понимают и по артистам-предателям не скучают. Однако некоторым из тех, кто отвернулся от России после 24 февраля 2022 года, все же удается каким-то образом просачиваться и на сцену, и на телеэкран.

К примеру, шоумен Александр Ревва, который после начала СВО потребовал: «Остановите войну!» и улетел из России, недавно неожиданно появился в эфире одного из федеральных каналов. Лолита Милявская, еще в 2013-м делившаяся опытом на украинском телевидении, как успешно «потреблять москалей», а недавно появившаяся неглиже на вечеринке у Ивлеевой, приглашена вести премию МУЗ-ТВ 14 июня. Гастролирует активно по России и уроженка Львова, певица Анжелика Варум, которая после начала СВО жаловалась у себя в соцсети, что живет в аду.

И сколько еще таких лицемерных пацифистов, которые, ненавидя Россию, продолжают на ней зарабатывать...

Очень жестко по этому поводу высказалась актриса Яна Поплавская:

«Ну что, россияне, радовались отмене “нетвойнистов”, испугавшихся и зашедших “не в ту дверь”? Радость была недолгой. Счастливое (считай справедливое) время закончилось. Теперь всех вернут! Не удивлюсь, когда Ваня Ургант войдет в ваш дом на тв-экранах, все так же улыбаясь и подшучивая над “холопами”. А за ним и Галкин с Пугачевой. “У нас народ очень великодушный и прощает многие вещи” – под этим соусом нам все вернут на круги своя. Кушайте, не обляпайтесь! А повестка о честности, патриотизме и непримиримости с предательством отправляется…в унитаз. Патриотизм, видимо, больше не в моде», – написала она в своем Телеграм-канале.

Писатель и публицист Дмитрий Лекух, в свою очередь, в гастролях, аплодисментах и гонорарах артистов не видит ничего страшного:

– Вне зависимости от политических убеждений мы, слава Богу, живем в свободной стране. Если человек нарушал закон – например, финансировал ВСУ, – то ему никакое публичное покаяние не поможет. Если он был признан ранее иноагентом – есть процедура отмены этого статуса. Все уже прописано в законе.

У меня такое ощущение, что у части нашего депутатского корпуса просто слишком большой избыток времени. Или им действительно нечем заняться.

Что касается этой публики, то я хорошо запомнил, что ответил наш президент, когда кто-то из журналистов подкатил к нему с вопросом – как бы ядовитым – что делать с Ксенией Собчак. Он сказал: есть закон. А самое главное, сказал, что, так или иначе, но эти 15% тоже наш народ. И поэтому мы не должны их отвергать – ну, если они не плюют нам в лицо и ведут себя прилично.

Убеждения могут быть любые. Еще раз: мы не в тюрьме живем, а в абсолютно свободной стране. В этом наша сила.

«СП»: Речь ведь идет не про убеждения, а о том, что эти люди публично дискредитировали нашу страну и нашу армию.

– А это, простите, статья Уголовного кодекса. И от нее уже никакими публичными извинениями не отмажешься. На самом деле, все же достаточно грамотно. Правовая база создана.

Помните, когда пранкерам Вовану и Лексусу попались наши писатели-иноагенты. Как их быстро друзья издатели – а там, действительно, друзья-друзья – отовсюду повыпелили. Почему? А потому что они попали под уголовку. Потому что финансирование ВСУ, равно как и изготовление фейков о российской армии, это уже серьезное преступление.

Скажем так: может быть, старательность части депутатского корпуса у нас и похвальна. Но не надо пытаться заходить в ту дверь, откуда уже сбежал Филипп Киркоров.

«СП»: Дело в том, что многие из тех, кто осудил тогда, в 2022-м, нашу СВО, они вернулись и продолжают зарабатывать здесь как ни в чем не бывало. Хотя народ этого не одобряет…

– А отчего вы думаете рейтинги одного известного шоу на одном известном телеканале упали, где все эти не ставшие иноагентами реввы неожиданно появились. Потому что народ против.

Это опять-таки естественный процесс. И не надо бегать впереди лошади, чтобы обогнать лошадь, это все равно бесполезно.

Лично мне на память приходит советский анекдот про сантехника, который соседям по камере рассказывает, почему попал в тюрьму как политический. Пришел я, говорит, в одну квартиру прокладку поменять, посмотрел да и сказал: «Тут прокладкой не обойдешься, тут всю систему менять надо».

Так вот, у нас в культуре, если говорить откровенно и обсуждать эти проблемы по-взрослому, необходимо менять систему. Менять систему грантов, менять систему финансирования, делать ее более прозрачной, понятной и т.д. и т.п. А вот переменой мест слагаемых и заменой одних говорящих голов другими здесь вопрос никак не решить. Сменятся головы у кормушки – не более того.

«СП»: Что-то уже меняется, но как-то медленно…

– Да, меняется. Это видно. Спасибо президентской вертикали, движение началось. Но, в принципе, здесь тоже надо быть очень аккуратным.

Потому что, к сожалению, любая война, как и революция – это еще и десять тысяч вакансий во власти. Это не я, это Наполеон сказал. И не все претенденты на эти вакансии их достойны больше, чем «убежанты».

Надо быть аккуратными, нам в России, надеюсь, жить долго и счастливо. Это наша страна, наша Родина. И наводить здесь «тарарам», рубить головы не по поводу, смысла нет. Но если что нарушили, то тут, уж извините, публичным покаянием вы не отмажетесь.

* Включён по решению Минюста России в реестр лиц, выполняющих функции иностранного агента.