Что Крыму, Донбассу и Новороссии хорошо, то Галичине смерть
Что привело к распаду Украины в ее постсоветских границах? Чем и когда этот процесс, начавшийся крымской весной 2014 года и продолжившийся на Донбассе и в Новороссии, завершится? Был ли у Украины вообще шанс состояться как государство? Ответы на эти вопросы попытался дать в своей книге собственный корреспондент «Парламентской газеты» в Крыму Александр Мащенко «Нахватанное — ребром выперло! (Распад Украины в заметках журналиста: 1997-2024)», изданной к десятой годовщине воссоединения полуострова с Россией.
Все по пословице
Название родилось из эпиграфа Александра Солженицына к книге «Славянская трагедия»: «Отяжелительная ошибка — именно в этом непомерном расширении на земли, которые никогда до Ленина Украиной не были: две донецкие области, вся южная полоса Новороссии (Мелитополь-Херсон-Одесса) и Крым… Стратегическая ошибка в выборе государственной задачи будет постоянной помехой здоровому развитию Украины, эта изначальная психологическая ошибка — непременно и вредоносно скажется: и в неорганичной соединенности западных областей с восточными, и в двоении религиозных ветвей, и в упругой силе подавляемого русского языка, который доселе считали родным 63 процента населения… По пословице: Нахватанное — ребром выпрет».
«Эта книга писалась больше четверти века, — рассказал Мащенко. — Она представляет собой сборник избранных статей об «украинском вопросе», написанных в период с 1997 по 2024 год и опубликованных в газетах «Крымское время», «Крымское эхо», «Регион Крым», «Новый Крым», «Коммунист Крыма», «Парламентская газета», журналах «Международная жизнь» и «Российская Федерация сегодня».
Собранные под одной обложкой, они являются историческим документом, показывающим и закономерность возвращения сначала Крыма, а затем республик Донбасса, Запорожской и Херсонской областей в состав России, и закономерность продолжающегося распада Украины в ее искусственных границах.
Страна невыученных уроков
Названия вошедших в сборник статей говорят сами за себя. 1999 год: «Необъявленная «война с Московщиной». 2001: «Синдром Третьего Рейха (Особенности украинской художественной политики)». 2002: «Уроки ненависти (Русских детей учат ненавидеть Россию и соотечественников на родном языке. Так доходчивее)». 2005: «Убив всего несколько миллионов (Помаранчевая Украина станет основным плацдармом НАТО для нанесения удара по России?)». 2007: «Все идет к тому, что Украина потеряет Крым». 2008: «Буде крові по коліно, буде вільна Україна!» 2009: «Плюс бандеризация всей страны». 2012: «Американская партия Збигнева Бжезинского (Исчезнет ли Украина подобно мамонтам, птеродактилям и бронтозаврам?)» 2013: «Ангелы и демоны майдана». 2014: «Возвращение на Русскую Итаку».
«Потом была война на Донбассе, а за ней — специальная военная операция, которые стали следующими этапами распада Украины. Вслед за Крымом домой, в Россию, вернулись республики Донбасса, Херсонская и Запорожская области. И, уверен, рано или поздно, так или иначе, этот процесс обязательно продолжится», — считает Мащенко.
События последних десяти лет — война, развязанная киевским режимом против Донбасса, водная и энергетическая блокада Крыма, наконец, специальная военная операция — также находят свое отражение на страницах книги. 2015: «Україна тоді і зараз: людину вбити — раз плюнути (Олесь Бузина: жизнь после смерти)». 2017: «Крымский симулякр: как зарубежные СМИ формируют у аудитории представление о полуострове (Они добиваются «смерти мозга» своих читателей, зрителей и слушателей)». 2019: «В жанре антиутопии: каким был бы сегодня «украинский Крым». 2021: «30 лет Украине: что отмечать, когда нечего отмечать». 2022: «Троянский Крым (О роли полуострова в распаде постсоветской Украины)». 2023: «Крымская война: 170 лет спустя («Большая игра» Запада против России продолжается)».
Кто порвал лоскутное одеяло Украины
«Украина — это действительно большая, не уступающая по площади Франции страна. Однако великодержавные украинские патриоты совершенно напрасно гордятся этим случайным капризом истории, — писал Мащенко в 2000 году. — Великодержавные амбиции Украины, не готовой отказаться от случайных территорий, подаренных ей Советской властью, рано или поздно и приведут к печальным последствиям, ибо слишком велики в ней противоречия между украинским Западом и русским Востоком. Фактически в государстве существуют параллельно два огромных антагонистических региона. Один — прорусский. Другой — анти… По сути, большое лоскутное одеяло Украины рвут на части. В этих условиях продолжающийся курс на построение унитарного моноэтнического государства может привести только к одному: распаду страны».
Следующий фрагмент из «оранжевого» 2004 года: «Политическая независимость становится реальной только тогда, когда формируется единая политическая нация — народ, объединенный желанием всех его территорий иметь собственное государство. Это условие на Украине так и не сложилось. Могучий Днепр по-прежнему делит страну на две части, глядящие в разные стороны… В этой стране что Львову (Тернополю, Ивано-Франковску, Луцку, Ровно…) хорошо, то Крыму (Луганску, Донецку, Харькову, Николаеву…) — смерть».
6 марта 2014-го, за десять дней до референдума о воссоединении: «Никому не удастся вырвать наш полуостров из российской истории и культуры. Суворов и Пушкин, Кутузов и Толстой, Нахимов и Чехов, Корнилов и многие-многие другие русские гении писали историю Крыма — карандашом, чернилами, кровью… И не надо нам шить сепаратизм. Это не сепаратизм, это верность своим корням, истории, культуре, традициям, языку. А попытки топорно, с автоматами, коктейлями Молотова и бейсбольными битами, заставить миллионы людей — не только крымчан, но и жителей всей Новороссии, Донбасса, Слобожанщины — отказаться от этих корней могут привести только к одному — распаду Украины в ее нынешних границах».
Документ эпохи
«Мащенко создал документальную книгу, показывающую закономерность возвращения Крыма в Россию. Но эта книга и сама служит документом эпохи, запечатлевшим, как несколько десятилетий происходил тектонический сдвиг общественного сознания крымчан к российскому берегу и отторжение галицийской политической мифологии западенства», — отметил профессор Московского государственного университета Юрий Ершов.
И добавил: «Если попробовать наиболее кратко охарактеризовать впечатление от прочитанных в сборнике статей, то я бы сказал, что это исполненная страсти публицистика. Автор использует в своих выступлениях всю палитру публицистических жанров — полемическую статью, эссе, памфлет, исторический очерк, репортаж, виртуальное интервью, антиутопию. Все эти разножанровые выступления скрепляет индивидуальный и узнаваемый авторский стиль — диалогичный и афористичный».
Еще одним достоинством книги ученый назвал диалог с классиками русской литературы — Пушкиным, Гоголем, Булгаковым, Солженицыным, Бродским, благодаря чему публицистика Мащенко обогащается дополнительными смыслами, приобретая многомерность звучания.
В свою очередь, по словам профессора Крымского федерального университета Владимира Орехова, «изучение спустя годы собранных в книге журналистских материалов позволяет проследить ход, выявить причины и попытаться предсказать последствия судьбоносных для Крыма, России, Украины и всего мира событий. При этом современное прочтение материалов 1990-2000-х годов позволяет говорить, что ключевые проблемы украинского государства были обозначены Александром Мащенко уже тогда, 15 и даже 25 лет назад, и многие из его сценариев и прогнозов впоследствии оказались реализованными в том или ином виде».