Оленей на Ямале больше, чем людей, но это пока
Ямал (в переводе с ненецкого — край земли) — пятый по площади регион России. По размерам он почти с Турцию, но жителей там в 165 раз меньше. Людей там даже меньше, чем оленей, 512 тысяч против 630 тысяч. Долгие годы россияне приезжали на Крайний Север за длинным рублем, но из-за суровых условий редко оставались навсегда. Но ситуация меняется — люди хотят не только работать, но и жить на Севере. Чем заманивают на край земли, представители субъекта рассказали на пленарном заседании Совета Федерации 21 февраля, где подвели итоги Дней ЯНАО в палате регионов.
Северные с первого дня работы
За последние десять лет многодетных в Ямало-Ненецком автономном округе стало больше в три раза: это каждая третья семья, рассказал самый молодой губернатор России Дмитрий Артюхов. И вызвал этим аплодисменты сенаторов. «Очень редко бывает, когда регион можно похвалить за естественный прирост населения, — сказала спикер Совфеда Валентина Матвиенко. — В вашем округе уже на протяжении многих лет рождаемость превышает смертность. Уже сейчас каждый четвертый житель региона — это ребенок».
Достичь этого удалось за счет проводимой властями социальной политики. На краю земли строятся современные детсады и школы, с опережением идет расселение аварийного фонда, а обеспеченность врачами превышает среднероссийский показатель — 56,6 социалиста на 10 тысяч ямальцев против 41,5 в среднем по стране.
«Такой эффект в том числе дало решение о выплате на Ямале северных с первого дня работы», — отметил губернатор, предложив распространить такую же практику и на соседние субъекты. Напомним, сейчас рассчитывать на стопроцентную северную надбавку в других регионах можно только после пяти лет стажа.
Дмитрия Артюхова поддержала Валентина Матвиенко, которая отметила, что нынешний подход к северным выплатам устарел и его необходимо пересмотреть по опыту ЯНАО: «Дадим такое поручение Правительству, чтобы посчитали и внесли как можно скорее соответствующее предложение».
Законы для кочевников
Поддерживают на Ямале не только приезжих, но и коренных жителей, численность которых за последние десять лет тоже выросла — на 14 процентов. Сегодня это 48 тысяч человек, почти половина из них ведет традиционный образ жизни в тундре, рассказали местные власти.
Достичь этого удалось во многом благодаря поддержке федерального центра, отметил на пленарном заседании председатель Законодательного собрания Ямало-Ненецкого автономного округа Сергей Ямкин: «За последние пять лет на федеральном уровне было поддержано несколько наших инициатив. Это и поправки, направленные на урегулирование процесса опеки и попечительства детей из числа коренных малочисленных народов, и формирование федерального реестра, что позволило оперативно подтверждать факт ведения традиционного образа жизни для получения мер социальной поддержки. Сегодня почти шесть тысяч кочующих ямальских семей этим правом активно пользуются».
На тающей мерзлоте
Накануне ситуацию в регионе обсудили в комитетах Совета Федерации, после чего сенаторы внесли свои предложения в итоговое постановление палаты о социально-экономическом развитии ЯНАО.
Так, Комитет по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера поддержал предложение местных властей создать геоинформационную систему объектов капитального строительства в районах Севера. Она поможет спрогнозировать риски, связанные с деградацией многолетнемерзлых грунтов, и своевременно на них реагировать.
Как сообщил вице-губернатор ЯНАО Александр Подорога, по оценке экспертов, к 2050 году несущая способность грунтов в регионе уменьшится до 60 процентов. «Повреждения в различной степени получат около 54 процентов капитальных объектов на территории округа», — предупредил Подорога.
Для мониторинга состояния вечной мерзлоты под 34 объектами Салехарда уже оборудовано более 300 термометрических скважин и установлено пять тысяч датчиков. Данные об изменении температуры мерзлоты в режиме реального времени собираются в единую систему хранения геокриологической информации. Одновременно проводятся обследования зданий на наличие деформаций и определение несущей способности свай.
«В первую очередь мы обследовали все детские сады Салехарда. Было выявлено 49 «висячих» свай, по которым будут проводить работы по укреплению», — сообщил Подорога.
Заболоченное Ханто
Комитет по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рекомендовал включить реабилитацию озер в ЯНАО в федеральную программу экологии водных объектов. Поводом для этого стала непростая ситуация вокруг озера Ханто рядом с Ноябрьском, которое из-за заболоченности и содержания тяжелых металлов в воде перестало быть пригодным для отдыха жителей. Об этом сенаторам рассказал заместитель губернатора региона Андрей Гаранин.
«Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа выделило на экологическую реабилитацию озера 800 миллионов рублей на ближайшие четыре года. Однако для полного восстановления экологии на объекте денег понадобится вдвое больше», — сказал чиновник. Таким образом, без федеральной поддержки проблему не решить.
Арктический учитель
Комитет по науке, образованию и культуре рекомендовал Минпросвещения рассмотреть предложение региона о распространении программы «Земский учитель» на населенные пункты Арктической зоны, где живет от 50 тысяч до 200 тысяч человек. По мнению сенаторов, это поможет привлечь на Север новых педагогов.
Кроме того, глава комитета Лилия Гумерова пообещала проработать с профильными федеральными ведомствами вопросы лицензирования кочевых детсадов и школ. Напомним, закон о них приняли в 2023 году. Документ позволяет воспитывать и учить детей в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности их родителей-кочевников. Однако с реализацией этой нормы пока есть проблемы, отметили представители ЯНАО.
Ожидается, что постановление о социально-экономической поддержке Ямало-Ненецкого автономного округа Совет Федерации примет на следующем пленарном заседании.