ЕС не может решить, что забирать у россиян на границе и забирать ли вообще

Обновлено в 23:07

ЕС не может решить, что забирать у россиян на границе и забирать ли вообще
© BFM.RU

В Еврокомиссии сделали разъяснение касательно ввоза россиянами вещей в Евросоюз: страны ЕС должны изучить все обстоятельства, принимая решение об изъятии у граждан РФ подсанкционных вещей. Шуму перед этим наделало еще одно разъяснение Еврокомиссии. Его опубликовали на прошлой неделе. Оттуда следовало: россиянам запрещено въезжать в ЕС на личных автомобилях, а также со смартфонами и, возможно, даже со своей косметикой. Что не так с этим «запретом»? Рассуждает колумнист делового портала BFM.ru Семен Новопрудский:

Семен Новопрудский независимый эксперт, колумнист делового портала BFM.ru «Говорить о таком запрете было бы преувеличением. Само по себе ограничение на импорт, продажу, приобретение товаров из России и российского производства было введено в июле 2014 года. То есть этот регламент действует девять лет. С тех пор он не менялся. С другой стороны, по факту не было за последние месяцы все-таки случаев изъятия у россиян, которые пересекали границы европейских государств, телефонов, шампуней, туалетной бумаги, предметов личной гигиены. В том числе из-за соображений выгоды и здравого смысла не стоит пытаться выдавать за существующий запрет некие разночтения в трактовке понятий, да еще и связанных скорее с языковыми особенностями немецкого языка, а не с реальной практикой».

Страны ЕС на фоне новой волны обсуждения этой темы начали давать свои трактовки. Так, власти Финляндии не собираются изымать имущество въезжающих россиян, пишут (ссылка ведет на ресурс, заблокированный в РФ) местные СМИ. Если что-то изменится, финны обещают предупредить заранее.

А вот таможенные органы Литвы поняли разъяснение по-своему. Они собираются конфисковывать на границе автомобили, зарегистрированные в России. Получается, понадобилось девять лет, чтобы определить, как должны работать санкции.

Латвия со вторника больше не будет пускать через свою границу с Россией и Белоруссией автомобили с российскими номерами в Евросоюз. Об этом сообщил информационный портал Delfi (заблокирован в РФ) со ссылкой на Службу государственных доходов Латвии. Ведомство пояснило, что теперь лица, которые передвигаются на транспортном средстве, зарегистрированном в России, из пункта пропуска должны будут вернуться обратно в Россию или Белоруссию. Если они откажутся, их транспортное средство будет конфисковано. Вернуться обратно в Россию или Белоруссию через Латвию на личном авто с российскими номерами можно, если только транспортное средство используется исключительно как средство передвижения. Но началось это все не сегодня и даже не на прошлой неделе. В начале июня радиостанция Business FM рассказывала, как арестовывают машины россиян в Германии. Случаев было более десятка. Как сейчас обстоят дела у попавших под эту волну граждан России? Рассказывает герой июньского материала Андрей:

«Машину мне не вернули. Идет судебное разбирательство. Я неделю назад обрадовался, что судья города Любек вынес решение в мою пользу и пояснил, что этот пункт закона ко мне не имеет никакого отношения, потому что я турист, ввозил автомобиль в личных целях. Но прокурор не согласился с доводами судьи и подал на обжалование. Вернули одному человеку автомобиль, потому что он приехал в Германию на ПМЖ».

Андрей подчеркивает: недавнее разъяснение Еврокомиссии о возможности конфискации российских машин затянуло разбирательство. Как юристы объясняли произошедшее в Германии? Суть в тонкостях языка: в официальных документах на немецком запрет на импорт из России обозначен словом einfuhren. Его можно перевести и как «импортировать», и как просто «ввозить» без цели продажи. Согласно правилам ЕС, каждая страна союза вправе самостоятельно интерпретировать общеевропейские санкции. Сейчас, судя по всему, мы наблюдаем как раз интерпретации этих ограничений из разных европейских столиц. Теперь, кстати, в немецкой таможне заявляют, что Германия может конфисковать у прибывающих россиян любые товары, попадающие под санкции. Дойдет ли до этого на практике — пока сказать невозможно. Главным фактором риска все же остаются автомобили. Российские власти ожидаемо критикуют позицию ЕС. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова назвала возможный запрет на ввоз личных вещей «расизмом». Вице-спикер Совфеда Константин Косачев считает сложившуюся ситуацию нарушением прав человека и поводом обратиться в Европейский суд в Люксембурге. В самой Европе также есть мнения, согласно которым ЕК необходимо пересмотреть свои разъяснения.