Истерическая задолженность

«Причина, почему молдавские власти идут на такое, мягко говоря, правовое безумие с очевидным нарушением всех остающихся действующими правил приличия, в общем, довольно проста. И лежит, что называется, на поверхности: им банально нечем оплачивать накопившуюся перед «Газпромом» задолженность. То есть у них сейчас и без того ситуация, мягко говоря, зашедшая за грань критичности. И им, по сути, всё равно нечего терять. Так что тряси этого Буратино, не тряси — не поможет».

Совершенно изумительная инициатива молдавских властей принципиально не платить долги за русский газ в связи «с истечением срока давности» (типа мы тянули, не платили, а теперь, извините, русские, — ручки вот они, сроки кончились, обманули дурачка на четыре кулачка), вполне достойная даже не игры в напёрстки (никакого мошенничества, чистое кидалово), хороша, конечно, и сама по себе. В чистом, так сказать, дистиллированном виде, без каких-либо дополнительных примесей и подробностей.

Просто напомним, как это было. Сначала министр энергетики Молдавии Виктор Парликов сообщил, что по итогам аудита, проведённого сразу двумя компаниями — норвежской Wikborg Rein Advokatfirma AS и британской Forensic Risk Alliance & Co, — из долга перед «Газпромом» в размере $709 млн республика Молдова готова выплатить только $8,6 млн. По словам туземного министра, на сумму $276 млн не было представлено подтверждающих документов, ещё $400 млн не подлежит взысканию из-за истечения срока давности. И именно поэтому Министерство энергетики Молдавии заявило, что предлагает выплатить «Газпрому» $8,6 млн, а оставшуюся часть долга просто чисто по-человечьи списать.

Сумма-то незначительная. Но это только вначале.

Потом премьер республики Дорин Речан, комментируя результаты международного аудита долга страны за газ, и вовсе обвинил русских в оскорбительном и криминальном мошенничестве. Цитируем: «Мы не позволим возложить этот долг на плечи граждан. Молдавия не собирается выплачивать несуществующие долги, а граждане Молдовы, очевидно, не обязаны за это платить тоже» (с). И что тут особенно показательно: молдавский премьер умудрился соврать и тут. Потому как деньги-то как раз с граждан Молдовы собираются, в том числе и за газ, регулярно и, что называется, с удовольствием, не надо нам тут сказки рассказывать.

Просто власти решили, что русские перебьются. А гроши нужны самим.

Наглость, конечно, совершенно незамутнённая, тут даже соседний руководитель Зеленский позавидует: он-то, «воюя до последнего украинца» и одновременно продолжая получать деньги за транзит русского газа в Европу, хотя бы газ исправно качает. И по возможности исполняет решения разного рода международных судов, что молдаване сочли совершенно необязательным: что им международные арбитражи, когда у них есть записка от «независимых» британских и норвежских аудиторов.

В общем, всё абсолютно в нормах «нового мира, живущего по правилам».

Если американцы с ЕС тупо кинули русских, заморозив их активы в противоречии со всеми нормами международного права, то почему молдаванам-то нельзя? К тому же, как известно, если даже и нельзя, но очень хочется, то вопрос подлежит, допустим, чисто аудиторскому рассмотрению…

Кстати. Не очень хочется расстраивать молдавские власти, но «нельзя» им делать то, что делают американцы по одной, согласен, весьма себе даже обескураживающей причине: потому что они как раз не американцы. А молдаване.

И то, что при известных обстоятельствах (мы их, правда, оспариваем, но тут пока ещё неясно, как карта ляжет и чья в результате возьмёт, — есть, что называется, нюансы) более или менее допустимо для американского Юпитера, совсем точно не положено любому другому быку.

И спор между собою двух ядерных сверхдержав всё-таки несколько различается по антуражу от конфликта любой из них с гордой и независимой, но немного несопоставимой по значению Молдовой, что бы там её премьер Дорин Речан вместе с Маей Санду про себя по этому поводу ни считали.

Ну да ладно, вопрос, в общем, не в этом.

С Молдавией-то всё просто.

Как уже было сообщено пресс-службой российского газового холдинга, «Газпром», естественно, категорически не согласен с утверждениями молдавской стороны и намерен и далее отстаивать свои права всеми возможными способами.

И тут бы властям некогда цветущей советской Республики Молдова вспомнить знаменитую фразу, приписываемую Отто фон Бисмарку: «Русские всегда приходят за своими деньгами». Поэтому, как бы ни было обидно, всерьёз надежды молдавских властей кинуть русских на деньги воспринимать всё же не стоит, кто бы что по этому поводу ни говорил.

К тому же даже в текущих, не самых, чего уж там говорить, простых, международных обстоятельствах, у российского газового гиганта всё равно хватает аргументов и просто правового характера: с чисто юридической точки зрения выводы аудитора вообще не могут каким-либо образом влиять на размер и обоснованность задолженности, тем более что она подтверждается в регулярно подписываемых «Газпромом» и «Молдовагазом» документах и (sic!) имеющихся в анамнезе соответствующих решениях международного арбитража.

Да и — возьму на себя такую смелость утверждать — сами молдавские власти прекрасно понимают, что рано или поздно платить всё равно придётся. Вопрос исключительно в сроках, которые они пытаются оттянуть.

Тут интереснее другое.

Причина, почему молдавские власти идут на такое, мягко говоря, правовое безумие с очевидным нарушением всех остающихся действующими правил приличия, в общем, довольно проста. И лежит, что называется, на поверхности: им банально нечем оплачивать накопившуюся перед «Газпромом» задолженность. То есть у них сейчас и без того ситуация, мягко говоря, зашедшая за грань критичности. И им, по сути, всё равно нечего терять. Так что тряси этого Буратино, не тряси — не поможет.

Всё равно окажешься на том самом прекрасном Поле Чудес в неведомой Стране дураков.

Всё было понятно ещё в октябре 2021 года, когда молдавская сторона почти что униженно просила продлить контракт на поставку газа в республику: если б такая возможность у них была, они бы просто заплатили.

Но у молдаван не было денег уже тогда, и вряд ли это было таким большим секретом, тем более для менеджмента, «двигавшего проект» с российской стороны. И если смотреть чисто логически, то к подобному развитию событий мы как минимум должны были быть готовы. Иначе это было бы несколько странно и, мягко говоря, непрофессионально: если у людей и в куда лучшие времена денег не было, то сегодня-то молдаванам и совсем неоткуда взять. Но пока мы видим только несколько истерическую реакцию на «историческую задолженность». Впрочем, всё ещё только начинается, и мы искренне надеемся, что профильный менеджмент российского газового гиганта в итоге сумеет справиться с данным вызовом, превращающимся к тому же в своеобразный тест на профпригодность: когда серьёзных людей «разводят и кидают», это и само по себе обидно. Но вдвойне обидно, когда это делает не претендующая на многое базарная шайка.

Поэтому решать «газовый молдавский вопрос» всё равно через какое-то время придётся.

И чтобы дурной пример не стал заразительным, очень важно решить его не просто показательно, но и как можно скорей.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.