Высшая квалифколлегия судей РФ сделала выбор в пользу кандидата из Татарстана
Президентского указа о назначении в новый российский регион — Донецкую Народную Республику — ожидает 63-летний Магнави Гараев, экс-глава Квалифколлегии судей Татарстана и экс-председатель двух районных судов. Высшая квалифколлегия судей РФ рекомендовала его на пост председателя Буденновского межрайонного суда Донецка, сообщают источники "Реального времени". Сам Гараев от комментариев пока воздерживается.
Новость о желании татарстанского судьи занять председательскую вакансию в ДНР вызвала переполох в судейском сообществе республики. Как отмечают собеседники "Реального времени", такого шага от Магнави Гараева, с учетом его возраста и 36-летнего судейского стажа, просто не ожидали. Поэтому были крайне удивлены, когда ВККС РФ обнародовала повестку внеочередного июньского заседания.
Конкурс на вакансию главы Буденновского межрайонного суда Донецка был объявлен еще в апреле, заявления поступили от двух кандидатов — Магнави Гараева из Казани и Анастасии Клюевой из Донецка.
Отметим, Буденновский суд был создан в 2014 году для отправления правосудия в трех районах Донецка — Буденновском, Ленинском и Пролетарском. Клюева на тот момент была судьей Ленинского райсуда Донецка. В 2015-м власти Украины обвиняли ее и еще 9 судей: "в нарушение присяги и содействие судопроизводству на временно не подконтрольных правительству территориях" и ставили вопрос об увольнении. Впрочем, отколовшийся регион выстраивал свою систему власти. Так в 2020-м Анастасия Клюева была переназначена судьей Буденновского суда Донецка на трехлетний срок по указу главы ДНР.
После вхождения Донецкой Республики в состав Российской Федерации вертикаль и горизонталь судебной власти пришлось выстраивать заново. В апреле 2023-го в России были приняты законы о создании судов на территориях четырех новых субъектов, включая ДНР, после чего Высшая квалифколлегия судей РФ объявила вакантными все должности председателей и рядовых судей в этих регионах. Чтобы соблюсти установленный российскими законами порядок назначения: выдвижение — рассмотрение кандидатов на заседании ВККС РФ — оценка рекомендованных к назначению кадровой комиссией при президенте РФ — назначение указом главы Российской Федерации.
С учетом объема работы последняя внеочередная сессия квалифколлегии судей началась в выходной — 18 июня. Возможно, именно поэтому журналисты ее пропустили, а официальные результаты сессии до сих пор не обнародованы.
По данным источников "Реального времени", на воскресном заседании члены ВККС оценили информацию по двум кандидатам, задали им вопросы и в результате отдали предпочтение выдвиженцу из Татарстана — рекомендовали в председатели Буденновского межрайонного суда Донецка Магнави Гараева. Теперь очередь — за кадровой комиссией и президентом страны.
Указ о назначении может быть подписан в ближайшие полтора — два месяца, полагают собеседники "Реального времени".
Магнави Гараев о своем участии в конкурсе на пост в суде ДНР и его промежуточных итогах вчера говорить с нашим журналистом не стал.
Как отмечают эксперты, перед руководителями судов в новых регионах стоят сложнейшие задачи — на фоне СВО нужно навести порядок в применении законодательных норм. "С этим — большие сложности. На территории ЛНР и ДНР принимали и свои законы, и продолжали применять часть украинских. Председатель суда там больше, чем председатель", — отмечает один из казанских силовиков, успевший оценить ситуацию на месте.
По данным на сентябрь 2020-го, в Буденновском суде Донецка работали 11 из 20 судей, предусмотренных штатом. Серьезный дефицит кадров фиксировался и среди сотрудников аппарата суда.
Этой осенью Магнави Гараеву будет 64. В отставку он ушел еще в 2021-м, но позднее был привлечен к исполнению обязанностей судьи в Лаишево. Согласно базе Лаишевского суда, вчера судья Гараев провел шесть заседаний — с утра рассматривал жалобы по материалам о неуплате административных штрафов, затем — два гражданских дела об использовании земли и самовольной застройке, иск татарстанца к Пенсионному фонду и спор в сфере защиты прав потребителей.
Родом Магнави Гараев из деревни Новая Чабья Кукморского района. В 1985-м закончил юрфак Казанского университета и начал работать стажером народного судьи.
"О профессии юриста я мечтал с седьмого класса... Хотел работать следователем, а меня после окончания университета направили в Приволжский районный суд Казани. Этот факт определил мою будущую судьбу, — рассказывал он уже в ранге председателя Лаишевского суда Казани газете "Камская Новь". — После полугодовой стажировки меня избрали народным судьей в Вахитовский районный народный суд. Там проработал 2 года. Позже первый заместитель председателя Верховного суда РТ Минзуфар Мавлятшин пригласил меня работать в гражданскую коллегию Верховного суда. Члены Верховного суда тогда назначались президиумом Верховного совета ТАССР".
Судьей Верховного суда Гараев был с января 1988 года по апрель 1994-го, после чего 9 лет возглавлял Советский райсуд Казани, а в 2014-м был назначен на должность председателя Лаишевского райсуда, по истечении полномочий в 2021-м году ушел в отставку.
В период работы в Советском суде дважды избирался на значимый пост председателя Квалификационной коллегии судей Татарстана, а еще защитил кандидатскую диссертацию на тему: "Смягчение наказания при его назначении по российскому уголовному праву". В судейском сообществе РТ помнят, что в свое время Гараев претендовал на пост первого зампреда Верховного суда Татарстана, а позже хотел перебраться на работу в Москву — участвовал в конкурсе на должность судьи Верховного суда России.
В марте 2021-го Магнави Гараев приступил к работе в новом качестве — директором казанского филиала Всероссийского государственного университета юстиции. Но уже через несколько месяцев покинул этот пост. Отметим, ректором головного вуза является Ольга Александрова, супруга главы СКР Александра Бастрыкина.
Самым сложным в работе судьи Магнави Гараев считает противоречие между сложившейся ситуацией и теми законодательными актами, которыми руководствуются судьи. "В принятии решения мы не можем отступить от законодательной базы", — признавал он в интервью газете "Камская Новь", а первоочередные задачи Фемиды определял так: "Восстановить истину, не ошибиться, не осудить невиновного. Очень важно трепетное отношение к людям, потому что черствому человеку не место среди судей".
На вопрос журналиста о случаях давления на людей в черных мантиях отвечал — "даже в 90-е никто не угрожал и не принуждал меня решить то или иное дело в заинтересованную сторону. Я всегда руководствовался законом". Однако вспоминал попытку давления на него как на секретаря партийной организации ВС РТ:
— Когда в 1991 году был организован Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП), 20 августа нас, секретарей партийных организаций, собрали в кабинете секретаря обкома партии. Когда сообщили о сложившейся ситуации в стране, каждого из нас спросили — будем ли мы исполнять указания руководителя ГКЧП? Я, в отличие от своих коллег, высказался, что судья в своей работе руководствуется только законом. В Конституции страны такой орган, как ГКЧП, не предусмотрен. Указания приобретают силу закона при внесении соответствующих изменений в Конституцию страны и только тогда подлежат исполнению. В зале повисло тревожное молчание... Секретарь обкома заявил мне, чтобы я покинул заседание.
Через два дня ГКЧП расформировали, и все вернулось в правовое поле. В то непростое для общества время я оставался и остаюсь сейчас верным своей присяге.