В Государственной Думе прошел «правительственный час» с участием Виктории Абрамченко
В Государственной Думе состоялся «правительственный час» с участием заместителя Председателя Правительства Викторией Абрамченко.
Одними из ключевых вопросов обсуждения стали реализация реформы в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), раздельный сбор мусора и вторичная переработка отходов. Свое мнение по основным вопросам высказали председателей профильных комитетов, аудитор Счетной палаты и представители политических фракций.
Оздоровление Волги
Важной темой обсуждения стало оздоровление реки Волги и ее бассейна. Председатель ГД Вячеслав Володин раскритиковал профильные ведомства: по итогам краткого опроса в зале пленарных заседаний депутатов, представляющих приволжские регионы, в большинстве субъектов очистные сооружения отсутствуют.
«Ярославль не имеет очистных, Саратов не имеет очистных, Астрахань не имеет очистных. А кто тогда имеет? Исхожу из одного: когда начинают называть города, где получше, где уже что‑то сложилось, — вот чем отличаются Ярославль и Саратов от других городов волжских?» — сказал Вячеслав Володин.
По словам Председателя ГД, депутаты не должны стоять в стороне от решения этого вопроса. «Коллеги, если вы не возражаете, давайте мы возьмем под контроль именно Государственной Думы вопрос оздоровления Волги и пригласим к этой работе всех руководителей профильных комитетов, а также депутатов, проживающих на территориях, имеющих отношение к бассейну реки Волга», — предложил Вячеслав Володин.
Приоритеты Правительства
Здоровье природы и экологии — приоритет в работе Правительства, несмотря на турбулентный характер сегодняшнего времени, отметила Виктория Абрамченко.
Заместитель Председателя также подчеркнула, что запрос граждан на благоприятную среду для жизни есть. Поэтому выбросы опасных загрязняющих веществ в воздух должны быть сокращены вдвое: квоты уже доведены до всех загрязнителей, уточнила она. Кроме того, в прошлом году регионам был выделен 21 млрд рублей на экологические мероприятия.
«Рассчитываем, что руководство предприятий-загрязнителей выполнит взятые на себя обязательства перед жителями городов. А мы, в свою очередь, предлагаем ввести ответственность за недостижение квот выбросов в виде оборотных штрафов», — отметила Виктория Абрамченко.
Также заместитель Председателя Правительства затронула тему очистки водных объектов. По ее словам, Байкал и Волга — главные водные ресурсы страны — стали заметно чище. «На Байкале ликвидировали девять свалок и очистили 110 тыс. кубометров надшламовых вод. На Волге восстановили 20,96 тыс. га объектов и расчистили 1085 км водных объектов. По поручению Президента с 2025 года запустят единый федпроект по экологическому оздоровлению водных объектов. В проект войдет весь бассейн Волги, а также Дон, Амур, Урал, Иртыш, Терек, не забудем и о малых реках», — сообщила Виктория Абрамченко.
Промышленные отходы — главный вызов, обратила внимание заместитель Председателя Правительства. «Статистика безжалостна: из всех 8,5 млрд т отходов, ежегодно образующихся в России, все 8 млрд занимают отходы недропользования — это первое место. Как ни странно, коммунальные составляют всего около 50 млн т», — сказала заместитель Председателя Правительства.
К 2030 году доля вторичных ресурсов, используемых в сельском хозяйстве, должна достигнуть 50 %, в строительстве — 40 %, а в промышленности — превысить 30 %, уточнила она. Все отраслевые программы утверждены Правительством. «В рамках инициативы строим в восьми регионах восемь экотехнопарков. Выделили на это 9,4 млрд рублей и еще 909 млн рублей — на проектирование», — добавила Виктория Абрамченко.
Кроме того, с 1 января 2027 года Правительство России предлагает обязать производителей утилизировать 100 % упаковки, сообщила заместитель Председателя Правительства. «Данный акт крайне необходим и отрасли по обращению с твердыми коммунальными отходами», — убеждена Виктория Абрамченко.
Ответственность за утилизацию упаковки должен нести производитель этой самой упаковки, добавила она.
Оценка работы
«Мы отмечаем также существенное перевыполнение плановых показателей по очень чувствительным для граждан темам, таким как сортировка ТКО и их доля в раздельном сборе отходов», — заявил Председатель Комитета по контролю Олег Морозов.
Вместе с тем Комитет по контролю отмечает, что в части подконтрольных ему тем есть и настораживающие моменты. «Так, мы фиксируем исключительно высокий уровень нагрузки на Минприроды по подготовке подзаконных актов: в работе их около трех десятков», — обратил внимание Олег Морозов.
Также Комитет по контролю фиксирует еще одну проблему, затрудняющую парламентский контроль, — существенное расхождение в данных, представляемых различными источниками.
«К примеру, сведения об утилизации и захоронении твердых коммунальных отходов, предоставляемые Росприроднадзором, Российским экологическим оператором и региональными операторами, существенно разнятся. Это связано в том числе с несовершенством используемых информационных технологий и отсутствием единой государственной системы учета твердых коммунальных отходов», — считает Олег Морозов.
«Много вопросов поступает от граждан из отдельных регионов, которые справедливо их задают. Необходимы более активные действия с конкретными и ощутимыми результатами. На днях мы планируем к рассмотрению во втором чтении законопроект, касающийся создания систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ на промышленных объектах, что должно улучшить качество воздуха в населенных пунктах, — отметил Председатель Комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Дмитрий Кобылкин. — Эту работу важно синхронизировать с созданием системы мониторинга состояния окружающей среды».
По его словам, к законопроекту Правительства со стороны депутатов есть ряд вопросов, требующих решения до рассмотрения Государственной Думой. «Но диалог ведется, и мы уверены, что получится найти необходимые решения», — подчеркнул он.
«Что касается ответственности в целом по всем направлениям, важно усилить работу по синхронизации принятия отраслевых законов с установлением или повышением ответственности — тогда и отношение к качеству исполнения принятых решений будет значительно лучше, а нарушений станет меньше», — убежден Дмитрий Кобылкин.
Мнения фракций
Председатель Комитета по аграрным вопросам Владимир Кашин (КПФР) считает, что за последние 12 лет был выстроен законодательный экологический каркас. «Но хочу сказать: в этом плане нужно действовать более активно, потому что правоприменение законопроектов у нас отстает. И вызовы, которые по большому счету определяют здоровье нации, — они все те же: это воздух, вода, те же продукты питания», — сказал депутат.
Кроме того, Владимир Кашин обратил внимание на важность охраны окружающей среды. «Это тема, конечно, каждого из нас. Если от маленького ребенка до самого взрослого воспитание не будет пронизано заботой о нашей природе, то у нас ничего не получится», — считает депутат.
Заместитель Председателя Комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Евгений Марков (ЛДПР) полагает, что сложившаяся на «правительственном часе» дискуссия даст хороший толчок развитию «вопроса Волги». «Я думаю, что в ближайшие два года мы это ускорение по Волге почувствуем и будем ему радоваться», — заметил депутат.
Также Евгений Марков добавил, что фракция ЛДПР готова к конструктивной работе с Викторией Абрамченко по всей природоохранной повестке.
Его коллега — заместитель Председателя Комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Анатолий Грешневиков («Справедливая Россия — За правду) — заявил о недостаточных темпах «мусорной» реформы. «Вместо предприятий по переработке отходов у нас возводились полигоны. И сколько бы мы ни заявляли о переходе на раздельный сбор мусора, на снижение отходообразования и объема захоронений, [ни] повышали штрафы за выброс мусора из машин, все равно «мусорная» реформа показывает обратное: даже там, где появляются контейнеры для раздельного сбора, мусоровозы сваливают все в одну кучу», — отметил Анатолий Грешневиков.
Заместитель Председателя Комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Георгий Арапов («Новые люди») призвал создать прозрачную систему мониторинга вывоза мусора.
Первый заместитель Председателя Комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Владимир Бурматов («Единая Россия») подчеркнул, что необходимо реализовать право граждан на чистый воздух и обеспечить вовлечение в оборот отходов, сделав их сырьем, а не мусором.
Депутат обратил внимание на проблемы, характерные для разных субъектов РФ. «Рядом два региона в одной климатической зоне — абсолютно одинаковые, похожие друг на друга по экономике. Но почему такая разная ситуация с обращением с отходами: почему в одном регионе все получается, а в другом тарифы кратно выше, в одном нормативы накопления выше, а в другом раздельный сбор существует только декларативно и мощностей по переработке отходов вообще нет?» — заметил Владимир Бурматов.