Помощь волонтёров: как активисты помогают российской армии
С началом специальной военной операции на Украине (СВО) в России возникло мощное волонтёрское движение. Помощь волонтёров очень важна для военнослужащих, ведь активисты привозят на фронт много необходимых товаров: начиная от гражданских китайских коптеров DJI до связанных в храмах шерстяных носков. Недавно появилась информация о вопиющей истории: в Херсонской области полиция изъяла у волонтёров машины, предназначавшиеся для армии. «Секрет фирмы» разбирался, в каких условиях сейчас действуют российские волонтёры. Грустная история про волонтёрские машины Историю про машины рассказал военный корреспондент Роман Сапоньков. По его словам, три микроавтобуса остановили на посту из-за подозрения, что они в угоне. После того как выяснилось, что это не так, их просто задержали, а водителей заставили подписать какие-то акты и документы об экспертизе, рассказал журналист. Когда информацию об изъятии микроавтобусов распространили патриотические телеграм-каналы, начался скандал, который дошёл до руководства МВД. В итоге официальный представитель ведомства Ирина Волк сообщила о начавшейся проверке. Мы решили разобраться, насколько часто случаются такие истории вокруг помощи волонтёров. Как выяснилось, это всё же единичный казус. Что значит быть волонтёром? Опрошенные нами волонтёры рассказали, что иногда сами добровольцы создают себе проблемы. Иногда пытаются привезти из зоны боевых действий всякие сувениры, например отстрелянные тубусы от гранатометов «Муха» или гильзы. Естественно, к таким «артефактам» возникают вопросы у таможенников. После таких историй таможенники требуют от волонтёров полностью выгружать товары из машины чтобы их досмотреть. Особенно часто это случается, когда у волонтёров нет подтверждающих бумаг на товары: письма от администрации или запроса от подразделения. Кроме этого, бывают жалобы волонтёров на то, что сотрудники ГИБДД штрафуют их за грязные номера. При том что, естественно, у них нет возможности следить за чистотой машины. Проблемы редки Елена Болдинова из волонтёрского движения «Помогаем нашим» рассказала, что проблемы возникают нечасто. В большинстве случаев таможенники или полицейские, увидев, что в машине везут гуманитарную помощь, сразу же пропускают её. «Даже когда нас в Мелитополе остановили за то, что мы ехали в комендантский час, поначалу нам сказали, что мы никуда не поедем. Но потом мы поздравили их с праздником 23 Февраля, они абсолютно нормально отреагировали. Нужно уметь разговаривать: где-то улыбнуться, к каждому нужен подход», — заявила она. Она отметила, что часто сами волонтёры не уделяют внимания решению проблем с правоохранителями. Например, не оформляют документы на товары, хотя такая возможность у них есть. Для этого можно обратиться в местную администрацию, чтобы они сделали письмо. Волонтёр указала, что у полиции и таможенников есть своя работа, которую им надо выполнять. «Если они досматривают, то это их работа. Ведь диверсанты могут везти взрывчатку, и их пропустят. Нужно и с другой стороны посмотреть. Можно взять с собой детские письма, мы их раздаём на блок-постах. Тогда и правоохранители видят, что мы с правильными побуждениями», — посоветовала Болдинова. Поэтому она считает, что волонтёрам нужно самим уметь находить общий язык с правоохранителями, чтобы доставлять помощь военнослужащим. Почему лучше не трогать то, что и так работает Заместитель гендиректора ВГТРК, член рабочей группы по взаимодействию органов власти по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации Андрей Медведев сообщил, что история с изъятыми у волонтёров тремя микроавтобусами закончилась вполне благополучно. И он считает, что нынешний формат хоть и имеет недостатки, но вполне рабочий. «Ключевая недоработка не в том, что правоохранители или военная полиция себя неправильно ведут. В основном они ведут себя в рамках законодательства. Но в законодательстве нет ничего о волонтёрстве. Волонтёр — это человек, который возит что-то на фронт, он кто? Он обычный гражданин», — задался вопросом Медведев. В итоге все выкручиваются по-разному: кто-то получает документы от администрации или мэрии, кто-то получают документы от военных. По его словам, основные волонтёрские группы нашли способы решения проблем с правоохранителями. «Вот есть мнение, что надо сделать закон о волонтёрстве или дать какие-то пропуска. Но зная российскую бюрократию, я бы поостерёгся реализовывать такие предложения. Там, где начинается слишком сильное вмешательство государства, многие хорошие проекты начинают буксовать. Это не всегда так происходит, но часто», — считает Медведев. В итоге за многими законодательными инициативами стоят очень правильные пожелания, но их реализация оставляет желать лучшего. Поэтому лучше просто договориться с военной полицией и МВД о том, что волонтёры как возили, так и будут возить. «Русский чиновник очень любит всё заформализировать. С одной стороны, это хорошо. Но с другой стороны — кто будет решать, что волонтёр Иванов может поехать, а волонтёр Петров — нет?» — посетовал Медведев. Также он рассказал, что многие из вещей, которые возят волонтёры на фронт, просто не прописаны в уставах. Например, коптеры ни в каких военных документах не указаны, хотя сейчас такая помощь волонтёров крайне важна для фронта. «Не надо трогать то, что и так работает», — резюмировал член рабочей группы по взаимодействию органов власти по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации. При этом он признал, что и среди волонтёров встречаются непорядочные люди, которые утаивают деньги. И это тоже проблема, которая требует решения, но явно не прямо сейчас.