Политолог Межевич назвал общие цели поездок Лаврова и Лукашенко в Африку

В конце января министр иностранных дел РФ Сергей Лавров отправился в турне по странам Африки. Параллельно с ним с визитом на Черный континент прибыл глава Республики Беларусь Александр Лукашенко. Политолог, глава Центра белорусских исследований ИЕ РАН Николай Межевич объяснил различия в повестке российской и белорусской делегаций и назвал общие задачи Москвы и Минска в Африке.

Политолог Межевич назвал общие цели поездок Лаврова и Лукашенко в Африку
© Слово и Дело

Визит Александра Лукашенко в Зимбабве завершился 1 февраля. В рамках поездки подписан целый ряд документов, включающих соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций, о взаимном признании документов об образовании, об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов и, конечно, контракты на поставку белорусской сельскохозяйственной техники. На этом фоне турне Сергея Лаврова, который посетил Анголу, Эритрею, Эсватини и ЮАР, выглядит не так эффектно. Бессменный глава МИД РФ сосредоточился скорее на дипломатических вопросах. Конечно, координация действий в рамках ООН или БРИКС — безусловно важное дело. Но все-таки заметно, что пока Лавров обсуждает перспективы, белорусская делегация подписывает контракты.

Разные пути, но общие цели

Иного подхода ожидать и не стоило. Как напомнил корреспонденту «Слово и Дело» Николай Межевич, Лавров, при всех его достоинствах, именно дипломат. Соответственно, хотя в рамках его визита хозяйственные вопросы также обсуждались, но акцент делался именно на политических договоренностях. «Министерство иностранных дел — это одно из очень важных, влиятельных, но не более, чем одно из министерств в управлении президента. Конечно, в Белоруссии, как и у нас, деятельность МИД патронируется президентами, поэтому, конечно, в поездке Александра Григорьевича хозяйственных вопросов было больше». Однако, несмотря на разницу в результатах поездок, в конечном счете и Лавров, и Лукашенко делают одно дело, отвечающее интересам наших государств. По словам Николая Межевича, и Россия, и Белоруссия, в условиях очевидной изоляции или самоизоляции Запада, решают общие проблемы более эффективного выхода на новые геополитические пространства. «Африка здесь — закономерная точка приложения наших усилий. Уверяю вас, что в каждой африканской стране, богатой или бедной, люди внимательно следят за тем, что происходит в мире. И никаких иллюзий по поводу американского империализма там нет. Но победителями нас и наших белорусских друзей назвать пока сложно. Соответственно, разъяснение, аргументация нашей позиции — это важная часть тех политических процессов, которые идут сейчас в мире», — объяснил эксперт. Следует также отметить, что Белоруссия рассчитывает принять участие во втором экономическом форуме Россия — Африка, который пройдет в Санкт-Петербурге ближайшим летом. Об этом заявил начальник управления Африки и Ближнего Востока Министерства иностранных дел Республики Беларусь Юрий Николайчик. Такой шаг является дополнительным свидетельством близости позиций Москвы и Минска относительно Черного континента.

Противодействие Вашингтона

Свою игру в Африке ведут Соединенные Штаты. Так министр финансов США Джанет Йеллен в январе посетила Сенегал, Замбию и Южно-Африканскую республику. Причем в ЮАР она обсуждала совместные планы развития энергетики всего через сутки после отъезда оттуда Лаврова. Глава американского минфина не скрывала, что задачей ее путешествия было убедить африканских лидеров поддержать антироссийские санкции. При этом в арсенале Йеллен наблюдались преимущественно угрозы немедленной реакции Вашингтона на нарушение введенных против России ограничений. Впрочем, как отмечает Николай Межевич, былого впечатления такие заявления уже не производят. «Американский подход известен: напоминает подход слегка пьяного ковбоя к дверям техасского салуна. Он еще идет, хотя уже крепко выпивший, держит палец на спусковом крючке револьвера. Но его возможности уже не такие как раньше», — заявил он. Похоже, это осознают и в Вашингтоне. Всего полтора месяца назад Соединенные Штаты провели второй саммит США — Африка. Однако, судя по командировке Йеллен, американским властям уже не кажется, что встречи на высшем уровне достаточно, чтобы принудить африканский континент плясать под свою дудку. Как считает Межевич, это связано с тем, что в Африке наблюдается неопределенность силы. В отличие от Европы, где у большинства стран нет доступной альтернативы проамериканской позиции, африканцы имеют возможность занять ту или иную сторону. «Африка имеет право выбрать. Пусть она не богата, эстонский уровень жизни для многих африканских стран был бы, прямо скажем, неплох. Но Африка имеет возможность выбора, а условная Эстония этого выбора уже не имеет и будет сидеть на американском корабле, пока он не отправится догонять "Титаник"». При этом не стоит думать, будто африканские политики ситуацию не понимают. По словам Межевича, жители Черного континента будут внимательно смотреть, с чем приехала американка. Ее обязательно спросят, какую альтернативу она предлагает в случае отказа от сотрудничества с Россией. И если окажется, что Вашингтон не намерен вкладываться в развитие африканских государств и компенсировать им потери от антироссийских санкций, Джанет Йеллен вежливо, но решительно укажут на дверь. Ранее политолог Владимир Джаралла в комментарии для «Слово и Дело» объяснил, почему Франция, в отличие от Германии и Бельгии, не планирует приносить извинения Алжиру за колониальную жестокость.