Наше общее наследие. С 1 сентября 2023 года во всех вузах страны начнут читать обновленный курс "История России"
С первого сентября 2023 года в российских вузах студентам неисторических специальностей начнут читать обновленный курс "История России". Речь идет о 144 часах учебного времени. Концепция преподавания этого курса была принята на заседании экспертного совета по развитию исторического образования при Минобрнауки России.
Главы ведомства Валерий Фальков обозначил цель нововведения: "Это воспитание гражданина, осознающего сопричастность к истории России, ощущающего свою ответственность за ее настоящее и будущее, мыслящего человека". По его словам, базовыми знаниями истории должен владеть каждый, кто получает высшее образование вне зависимости от специальности и направлений.
Символично, что окончательное решение о возвращении истории в вузы пришлось на важнейшую дату отечественной истории - разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом. "Сколько бы лет ни прошло с тех пор, образ непокоренного города на волге Сталинграда навсегда останется символом стойкости и мужества нашего народа, прочной духовной опорой перед лицом любых внешних угроз и вызовов, перед лицом любых врагов, в какие бы блоки и международные секты они ни объединялись, - начал свое выступление на экспертном совете председатель Российского исторического общества (РИО) Сергей Нарышкин. - Глубоко убежден в том, что тысячелетняя история России, неотъемлемой частью которой является и победа под Сталинградом, - наше общее достояние, наше общее наследие. И у каждого молодого человека, живущего в нашей стране, есть неотъемлемое право знать эту историю".
Проект концепции курса прошел широкое обсуждение в вузах и академических институтах и, по словам Нарышкина, получил около 500 замечаний и дополнений, большинство из которых были учтены. Однако у идеологов и разработчиков остались некоторые сомнения.
"Любой формализм губителен в решении поставленной перед нами государственной задачи, - заявил он. - Мы много раз говорили, что не менее 80 процентов курса истории России будет отводиться на контактную работу со студентами, подразумевая под этим непосредственную работу преподавателя в аудитории. При этом, как говорят знающие люди, сталкивающиеся с этим на практике, контактной работой может считаться любая работа, являющаяся для студента несамостоятельной. Например, лекция, проведенная онлайн, или семинар, одновременно организованный сразу для нескольких десятков, а то и даже сотен студентов. Следует заранее подумать над тем, как можно было бы избегать подобных случаев".
Между тем Нарышкин напомнил, что речь идет об уровне знаний каждого студента, а не способах достижения результата. "У вузов должна сохраняться возможность пользоваться собственными методически наработками и образовательными технологиями", - считает он.
Ставку нужно делать на классическую аудиторную работу со студентами или семинары, поддержал главу РИО министр Фальков. Он перешел на профессиональный язык и добавил, что нагрузка "в четыре зачетные единицы" (144 часа) - это возможность развития кадрового усиления в вузах. Поэтому ректорам высших учебных заведений рекомендуется привлекать к этому делу молодых ученых.
Экспертный совет обсудил и подготовку вспомогательных методических материалов для курса, а также запуск курсов повышения квалификации для преподавателей.
По мнению академика РАН, научного руководителя Института всеобщей истории Александра Чубарьяна, методичка по новому курсу, объединившему отечественную и мировую историю, не должна быть учебником или директивой, а лишь включать минимум событий, которые студенты должны изучить, и быть созвучной стандарту образования. Чубарьян особо подчеркнул, что синтетический курс хорош для неисторических вузов, однако в школьном преподавании у России есть преимущество перед другими странами: полноценные отдельные курсы отечественной и мировой истории.