Пора раскулачивать
Чиновники решили поиграть в популизм — власти заговорили о возможной конфискации активов российских «олигархов», которые покинули РФ или отказались от гражданства нашей страны. В целом всё, конечно, звучит очень правильно, но вряд ли подобное осуществишь. В принципе. Так как действует «круговая порука».
«На фоне предпринимаемых со стороны недружественных стран действий по выявлению активов (в том числе имущества) российских миллиардеров на территориях этих государств, арестов таких активов (замораживания) полагаем, что необходимо рассмотреть вопрос о применении аналогичных мер в отношении таких лиц, которые покинули Российскую Федерацию с 24 февраля, а тем более к тем лицам, которые отказались от российского гражданства», — говорится в письме, которое написал глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов.
Свою эпистолию он почему-то отправил вице-премьеру Дмитрию Григоренко. Что странно, тот подобные дела не решает. Это, в общем-то, в ведении главы государства. Скорее всего, президента решили не тревожить, так как проект мертворождённый. Хотя он и вызвал немедленную реакцию лоббистов миллиардеров.
«Этот метод контрпродуктивный. Уехали некоторые бизнесмены, некоторые по своей воле, а некоторые просто для того, чтобы попробовать решить вопросы и вернуться. У них работают довольно успешные предприятия здесь в финансовой сфере и не только. Там занято большое количество наших людей. Права собственности не перешли никуда, они работают эффективно. Знаю такого рода предприятия в том числе и на нашем финансовом рынке, без которых станет трудно нанятым работникам.
Считаю, что это решение абсолютно нелогично. Надо смотреть, наверное, за поведением людей, как они высказываются за границей, как они себя ведут, не переступили ли они определенные красные линии в политическом смысле. Но это может быть работой и Совета Федерации, Думы, еще каких-то органов. Что касается экономической ткани, взять и вырезать оттуда уехавших, причем абсолютно непонятно, по каким основаниям — это удар по нашей собственной экономике и по занятости наших собственных людей», — аж взвился член правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Игорь Юргенс.
Вопросы трудоустройства не пострадают, национализированные предприятия останавливать нет смысла. А вот смотреть за поведением людей, да, надо. Обогатился в России, а потом отказался от нашего гражданства — однозначно стоит принять меры. Причём не только на территории РФ.
Коробочка конфет «Судоплатовские» (реальные кондитерские изделия!) отрезвит многих, все дружно захотят договориться. Это можно. В стиле столь любимого капиталистами «периода первоначального накопления капитала» — кошелёк или жизнь.
Правда, не у всех поведение заслуживает подобной доброты. К примеру, Роману Абрамовичу западники вернули выведенные из России капиталы. Против него санкций больше нет. Кстати, произошло это сразу после позорной сдачи Херсона. И, что самое любопытное, Кремль данную информацию не опровергает. Никто не опровергает…
А в целом позиция РСПП понятна. Весной этого года миллиардеры де-юре вышли из её руководства, но де-факто там остались.
«Особенность этой инициативы в том, что она одновременно очень правдоподобна и не слишком реалистична. В чем-то это просто хайп, в чем-то это тестирование реакции. Пока это скорее попытка показать, что власть замечает, власть не бездействует, власть недовольна происходящим и может пойти куда-то далеко в своих ответных мерах. Но пока все-таки это выглядит скорее, как демонстрация, нежели как оформление принятого решения. Тем более что власть сама рискует утратить контроль над собственной активностью», — рассуждает президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов.
То есть вброс информации, не имеющий ничего общего с реальностью. Думаю, согласованный с РСПП. С какой целью? С простой — успокоить народ, показать, что власть о них думает. Заботится. И справедливость восторжествует. Скоро-скоро, правда-правда.
А то у народа этого пошли какие-то неправильные мысли. Согласно последнему опросуфонда «Общественное мнение» 38% респондентов считают, что бюджетные деньги расходуются неправильно. 31% думают, что правильно, ещё 31% ничего не думают — они типа не смогли ответить на вопрос…
«Олигархи определяют экономическую политику России. Причём олигархи — это отнюдь не просто крупный бизнес. Это бизнесмены, которые критически важную часть своей прибыли — от которой они не могут отказаться — получают от влияния на государство. Это не предприниматели. Кто такой предприниматель: в обществе есть потребность, я её удовлетворяю, за это общество мне платит деньги. Олигархи действуют иначе: я влияю на государство, искажаю его политику, и за счёт своего влияния на государство получаю деньги. Олигарх — это всегда плохо», — объясняет зампред комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин.
Собственно, всё так и есть. ГСМ, стройматериалы, продукты питания, металлы и т. д. в нашей богатейшей стране должны стоить в разы дешевле. Или в десятки раз. К примеру, в Иране — у которого РФ сейчас, кстати, покупает вооружения — бензин в рознице стоит 3 рубля 28 копеек в пересчёте на наши дензнаки. Солярка и того дешевле — по 65 копеек за литр! Посему нет ничего удивительного, что страна развивается фантастическими темпами.
В столичном регионе цены на ГСМ пока держат, но стоит отъехать чуть подальше и начинается полный беспредел.
«У нас в Магаданской области литр дизтоплива стоит 84,5 рубля, в самом Магадане — 71 рубль. В регионе нехватка дизтоплива: приплыл танкер, ещё и не полный, а всё топливо уже расхватали. Дороги не чищенные, на заправках ввели ограничение по топливу 200 литров на лицо, в области ограничения — 50 литров на лицо», — рассказывает Константин из Магадана…
68 из 100 толстосумов из первой сотни российских олигархов проживают за границей, 40 имеют гражданство других стран. Люди в курсе. В сочетании в вышеозначенными «бытовыми проблемами», а именно с диким ростом цен на все товары и услуги, получается гремучая смесь, которая может в любой момент рвануть...
Поможет ли популизм Андрея Кутепова? Вряд ли. Реальные дела — эта самая конфискация — могла бы помочь, народ бы поверил. Но это ненаучная фантастика. Ведь в том случае, если кто-то в верхах попытается нечто подобное сделать, на чиновников выльется жуткий поток компромата, который их похоронит.