Археолог и историк — о новом интервью Дудя: Сравнивать Спарту с Россией — ненаучно

Журналист, специалист по античности Александр Баунов в интервью Юрию Дудю (признан Минюстом РФ иноагентом) сказал, что, по его мнению, существует тенденция движения России в сторону «государства-казармы» — Спарты. Он отметил, что спартанская автократия не произвела «культурный продукт, который остался в веках», и большую часть внимания уделяла развитию военной мощи. Опрошенные Daily Storm эксперты считают, что сравнивать Спарту с Россией — ненаучно, параллели между современностью и столь глубокой древностью всегда неточны.

Археолог и историк — о новом интервью Дудя: Сравнивать Спарту с Россией — ненаучно
© Daily Storm

Директор Института археологии РАН, доктор исторических наук Николай Макаров отметил, что он — не сторонник «таких широких исторических аллюзий».

«Я думаю, что нужно быть очень осторожным с такими широкими историческими сравнениями. И вообще, параллели между современностью и столь глубокой древностью всегда неточны — разные эпохи, разные общества. Современная Россия мало похожа на Спарту», — сказал Макаров.

С мнением Николая Макарова согласен кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории факультета архивного дела Историко-архивного института РГГУ Роман Зарапин. «Боюсь, что это очень дилетантский взгляд — сравнивать общества и эпохи, которые друг от друга отстоят на 2-3 тысячи лет — с исторической, с научной точки зрения, — недостоверно и неправильно», — заявил ученый.

Зарапин назвал Спарту классическим примером военной демократии. «Любое общество, которое находится на этапе формирования государства, похоже не спартанское общество. Знаменитые обряды так называемой инициации для юношей практически по всему миру идентичны», — сказал эксперт. При этом Зарапин подчеркнул, что речь идет не о современном обществе, нельзя сравнивать Спарту с современными республиками, которые сейчас находятся на этапе становления.

Юрий Дудь в интервью спросил Александра Баунова, насколько «противостояние двух цивилизаций, двух подходов к жизни — афинского, когда комфорт, удовольствие, предпринимательство, открытость, и спартанского государства-казармы — похоже на текущее противостояние России с западным миром».

«Россия — пока не государство-казарма, ближе было к государству-казарме, наверное, в какие-то отдельные моменты сталинского времени, но важны не состояния, а тенденции. Тенденция, конечно, движения в сторону государства-казармы, в сторону военизированного государства. Потому что чем тебе меньше можно... когда у вас вводится запрет за запретом или какие-то мобилизационные мероприятия вроде еженедельного пения гимна с поднятием флага — конечно, это движение в этом направлении», — ответил Баунов.

Александр Баунов также отметил в интервью, что Спарта не оставила практически никакого культурного наследия. «Про автократию мы должны понять, что она не произвела культурного продукта, который остался в веках. Вот, есть у нас Северная Корея, есть Южная Корея. Мы сравниваем культурный продукт Южной Кореи, который <...> завоевывает раз за разом западные рынки. <...> И северокорейский продукт, который весь в рамках традиции, живопись соцреалистическая, какой-то правильное кино с хорошими героями. Это, конечно, на фиг никому не нужно», — сказал он.

Баунов — журналист, публицист, филолог, бывший дипломат. До апреля 2022 года он был главным редактором Московского центра Карнеги. В апреле центр прекратил работу по распоряжению Минюста России. Александр Баунов пять лет проработал в МИД России, большую часть времени — на дипломатической службе в российском посольстве в Греции. Он получил в МГУ специальность преподавателя древнегреческого и латинского языков и античной литературы.

]]>