Войти в почту

Комитет СФ не поддержал просьбу ГП отклонить закон о полномочиях прокурора в арбитраже

МОСКВА, 21 июня. /ТАСС/. Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству рекомендовал палате одобрить закон о полномочиях прокурора о возможности обращения в арбитражный суд с рядом исков, несмотря на просьбу Генпрокуратуры РФ отклонить его.

Госдума 8 июня приняла закон, расширяющий полномочия прокурора в арбитражных судах. Он дает прокурору право обращаться с иском о признании недействительными сделок в сфере таможенных правоотношений, а также сделок, "совершенных с нарушением законодательства, устанавливающего специальные экономические меры, меры воздействия (противодействия) на недружественные действия иностранных государств".

В ходе заседания начальник правового управления Генеральной прокуратуры РФ Артур Завалунов сообщил, что при подготовке законопроекта ко второму чтению в Госдуме была допущена юридико-техническая ошибка. "Вместо ранее использованных в первом чтении законопроекта слов "часть 5 дополнить" были использованы слова "часть 5 изложить". Такая редакция принятого закона порождает возможность неоднозначного толкования данной правовой нормы, в том числе путем сужения объема процессуальных полномочий прокурора по участию в арбитражных делах, и не вытекает из концепции законопроекта, а также из реализуемого поручения правительства", - сказал он.

Представитель ведомства подчеркнул, что цель законопроекта - расширение полномочий прокурора "в целях противодействия совершению незаконных финансовых операций с использованием судебной системы и защиты интересов РФ в сфере внешнеэкономической деятельности". "Генеральная прокуратура просит рассмотреть вопрос об отклонении данного федерального закона с созданием согласительной комиссии и устранении данной юридико-технической ошибки, которая на практике приведет к существенному усложнению работы органов прокуратуры", - сказал Завалунов.

Позиция комитетов СФ и правительства

В свою очередь глава комитета по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас сообщил, что накануне заседания были проведены консультации и с Министерством юстиции РФ, и с государственно-правовым управлением президента, и с главой комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павлом Крашенинниковым по этому вопросу. "Мы все-таки исходили из того, что концепция закона сохранена. Сегодня мы переговорили и с главным государственно-правовым управлением, не видим мы оснований для отклонения", - сказал сенатор.

При этом он не исключил возможности двойного толкования данной нормы и предложил следить за правоприменительной практикой, а при необходимости внеси поправку отдельным законопроектом еще до конца весенней сессии.

"Если вы действительно считаете, что это может привести к неоднозначному прочтению, давайте эту норму уточним отдельным положением, возможно, даже до конца весенней сессии, потому что закон серьезный. Не хотелось бы сейчас его развернуть, не имея при этом понимания со стороны профильного комитета Госдумы. Есть прямо противоположная позиция комитета СФ по экономполитике, который склонялся первоначально к теме отклонения по другой причине - им как раз не нравилось расширение полномочий прокуратуры. Как бы мы вообще не потеряли этот закон, а там есть очень разумное зерно", - сказал глава комитета, обращаясь к представителю Генпрокуратуры.

В свою очередь полномочный представитель правительства РФ в Совете Федерации Вадим Живулин сообщил, что в кабмине внимательно ознакомились с редакцией принятого закона. "Действительно, несмотря на возможное двойное трактование, однозначно сделан вывод о том, что в текущем виде закон может и должен быть поддержан, потому что позволяет прокуратуре принимать участие в процессе по самому широкому перечню оснований для защиты предпринимателей. У нас здесь позиция очевидная и совпадает с позицией коллег из министерства [юстиции]", - сказал он.

В итоге один член комитета СФ проголосовал против рекомендации одобрить этот закон, трое воздержались, остальные сенаторы высказались в поддержку документа.