Пятидневка в четыре дня. Борьба с безработицей?
Впервые о возможности введения в стране усеченной до четырех дней рабочей недели летом 2019 года заговорил Дмитрий Медведев, но предложение не получило практического воплощения. К теме сокращения времени работы Россия вернулась спустя два года. Поводом стала пандемия, которая подтолкнула депутатов Госдумы к желанию сократить рабочие часы с 40 до 36 в неделю.
В конце марта 2022 года предлогом снова заговорить об усушке и утруске рабочего режима стал уход с отечественного рынка западных предприятий и «высвобождение рабочих мест» в российских компаниях, связанных с авиацией, туризмом, стройиндустрией, автостроением. На этот раз лозунг «Даешь пятидневку в четыре дня!» провозгласил один из руководителей Федерации независимых профсоюзов России Александр Шершуков.
НА ВОЛНЕ КРИЗИСА
Уровень безработицы в России в апреле 2022 года может подняться выше нынешних 10%. По данным Минтруда, только в феврале 2022 года работу потеряли 22,6 тыс. человек, и работодатели планируют уволить еще 50 тыс. сотрудников, что, по мнению Минтруда, не будет являться массовым и значительным сокращением.
С такими оптимистичными прогнозами не согласны в Центре стратегических разработок. Там отмечают, что из-за санкционного кризиса число рабочих мест может сократиться на 2 миллиона к концу года. Председатель Союза пенсионеров России Валерий Рязанский пошел еще дальше: он посчитал, что число нетрудоустроенных граждан уже в ближайшие месяцы достигнет 5-6 миллионов.
Может ли переход компаний на четырехдневную рабочую неделю сгладить негативную тенденцию, наблюдающуюся на рынке труда?
Александр Шершуков считает, что сжимание рабочей недели позволит сохранить пока еще относительно низкий уровень безработицы: - На сократившееся количество рабочих мест претендует большее количество людей, поэтому имеет смысл сократить продолжительность рабочего времени, чтобы разделить одну ставку между несколькими работниками без потери заработной платы.
С какого перепуга работодатель должен платить, к примеру, трем работникам прежнюю зарплату за объем работы, которую прежде выполняли двое? Вообще-то главное условие, при котором компании массово перешли бы на четырехдневную рабочую неделю, — это урезание зарплат сотрудникам, но нынешние теоретики-рационализаторы этого как раз и не подразумевают.
НЕ ВРЕМЯ РАЗБРАСЫВАТЬ КАМНИ
- В условиях финансового кризиса и западных санкций сокращенный режим труда возможен, - говорит руководитель экспертного центра при Уполномоченном при президенте России по защите прав предпринимателей Антон Свириденко. - Но если для работодателя эта мера разумная, то для работника - дискуссионная. По статье 93 Трудового кодекса РФ работодатель может устанавливать режим неполного рабочего времени с сокращением зарплаты, но по соглашению сторон. Сегодня, судя по всему, речь идет о том, чтобы сделать достижение такого соглашения необязательным...
С экспертом согласен и академик РАН, бывший главный санитарный врач страны Геннадий Онищенко:
- Переход на четырехдневную рабочую неделю возможен только в тех отраслях экономики, которые не требуют постоянного присутствия человека на рабочем месте. Но кто-нибудь подумал, что будет со школами и больницами? Что же, теперь их закрывать на замок с пятницы по воскресенье? В медицине подобное сокращение не должно произойти никогда!
На это Валерий Рязанский отвечает, что речь идет лишь о системообразующих отраслях экономики:
- Главное преимущество четырехдневной рабочей недели - сохранение занятости населения с риском небольшого снижения зарплаты.
А что сами работники думают обо всем этом? Идею усеченной рабочей недели, если верить соцопросам, не поддерживает более трети россиян из-за возможного сокращения доходов. При этом 63% респондентов готовы работать не 8, а 10 часов в день четыре раза в неделю и выполнять тот же объем работы, как за пятидневку, но при условии, что зарплата останется прежней.
Экономисты называют одним из ключевых условий для перехода на четырехдневную рабочую неделю увеличение производительности труда и повышение уровня развития экономики. Сначала надо значительно поднимать эффективность труда, вкладываться в инновации, инфраструктуру, образование, управление и технологии. Пока этого не будет сделано, переход на четырехдневку - разговоры ни о чем.
Представляется, что сейчас стране не нужны вообще никакие потрясения, связанные с изменениями рабочей недели. И без того проблем хватает.
Елена Хакимова.