Игры в демократию кончились!

Приостановка членства России в Совете Европы и ПАСЕ – «хорошая возможность восстановить ряд важных институтов для предотвращения особо тяжких преступлений в стране», заявил зампред Совбеза РФ Дмитрий Медведев. По его словам, он имеет в виду смертную казнь, «которая, кстати, активно применяется в США и Китае». «Неплохой повод, наконец, хлопнуть дверью и забыть об этих бессмысленных богадельнях навсегда», – отметил зампред.

Игры в демократию кончились!
© Свободная пресса

В свою очередь глава конституционного комитета Совфеда Андрей Клишас напомнил, что мораторий на смертную казнь в России ввел Конституционный суд (КС), и ни один орган власти не может пересмотреть эту позицию.

Ранее в связи с российской спецоперацией на Украине комитет министров Совета Европы принял решение ограничить РФ в правах в этой организации. При этом, как пояснили в организации, это не означает исключение: Россия остается членом и участником соответствующих конвенций СЕ, включая Европейскую конвенцию о правах человека, поэтому российский судья в ЕСПЧ остается членом суда. Как заверили в СЕ, приостановление – это временная мера, оставляющая открытыми каналы связи.

Напомним, в России дискуссия о восстановлении смертной казни возникла чуть ли не с первого дня моратория на нее в 1997-м году. В 2017-м председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин заявил, что мораторий можно отменить исключительно по итогам референдума. В прошлом году глава КС Валерий Зорькин допустил возможность возврата смертной казни в России на определенном историческом этапе. По его мнению, вопрос об этом нельзя закрыть до тех пор, пока существует практика умышленных убийств. Комментируя его словам, председатель комитета Госдумы по законодательству и госстроительству Павел Крашенинников, заявил, что снятие моратория на высшую меру наказания в стране невозможно по юридическим и эмоциональным причинам.

Так пришло время или нет? Во всяком случае, пытаться далее соответствовать «критериям» Запада у нас нет больше никакой нужды. Похоже, Россия окончательно отворачивается от Европы.

– Это не Россия отворачивается от Европы, – убежден философ, социолог, доцент кафедры философии, социологии и культурологии Уральского государственного педагогического университета Андрей Коряковцев.

– Это империалистическая Европа отвернулась от элементарной потребности России – жить в безопасности.

Российская высшая политическая бюрократия 30 лет выдавливала из себя Ельцина, точнее, демшизу 80-х - 90-х. И выдавила. Обратного хода для нее уже нет. С Советом Европы нашу элиту связывали компрадорские иллюзии 90-х и нулевых. Теперь они выветрились.

«СП»: – Многовато времени ушло...

– Это потому что историческим процессом двигают интересы, а не идеи и не оторванное от практических интересов знание. Проще говоря, исторический процесс имеет принудительный характер. Пока сам Запад не пошел на обострение, российская политическая элита была ведома идеологией и верила, что этого не может быть.

«СП»: – Вернут смертную казнь, по-вашему? Бастрыкин говорил, ее можно вернуть только с помощью референдума...

– Решение вопроса о смертной казни напрямую зависит от внешне- и внутри-политической ситуации в стране. Если ее вернут, то только на период обострения.

Референдума по смертной казни не будет. Она будет представлять правовую реакцию правительства со стороны террористических сил.

– Я считаю, безотносительно решений европейских бюрократов, Россия обязана в условиях реально наступившего военного времени применять в том числе и смертную казнь в отношении как внешних врагов России, так и в отношении предателей Родины – агентурной сети, паникёров и провокаторов внутри страны, сознательно вставших на сторону врага, – уверен политический обозреватель Сергей Веселовский.

– Что касается изменений в УК РФ, я бы отложил этот вопрос на какое-то время.

– Зачем выходить из СЕ? – задается вопросом политконсультант, кандидат философских наук Александр Сегал.

– Это же консультативный орган, через который можно как минимум озвучивать свою позицию. Мне кажется, Россию связывало желание всем понравиться и одновременно неопределенность собственных целей: зачем мы там и что мы хотим? Выход из СЕ не добавит главного – стратегии. Ведь главное не в том, чтобы отрицать чьи-то ценности, а чтобы предложить свои – чтобы пошли к нам. А вот этого нет и не предвидится. Хотя ценность социальной справедливости, которой мы привлекали на протяжении 70 лет, до сих пор востребована. Но у нас, внутри страны, эту ценность не жалуют.

«СП»: – Вернут теперь смертную казнь? Или только разговоры?

– В данном случае (подчеркиваю – в данном!) наиболее разумной кажется позиция Клишаса.

Во-первых, процедура возврата к смертной казни касается изменений в Конституции и поэтому чрезвычайно длинна и трудоемка. Об этом подробно рассказал Сергей Пашин. Конечно, при желании ее можно обойти, прецеденты имеются, причем совсем недавние, да и в арсенале юристов всегда найдутся инструменты и приемы, чтобы обходить собственные запреты и правила.

Во-вторых, – и это гораздо более важно, – дело не столько в СЕ, ПСЕ «и прочих богадельнях», сколько во внутренней ситуации. Возврат смертной казни немедленно вызовет соблазн применить ее (ну или по крайней мере угрозу ею) не только к совершившим тяжкие преступления против жизни граждан, но и к политическим оппонентам – достаточно расширить трактовку. Судебная практика и практически полностью отсутствующая состязательность сторон демонстрирует высокую вероятность такого развития событий и большую опасность судебных ошибок, которые в случае со смертной казнью будут необратимыми.

«СП»: – Можно ли говорить, что Россия окончательно отворачивается от Европы? Хорошо это или плохо

– Сейчас ничего нельзя говорить с уверенностью, события февраля это показывают с очевидностью.

Хорошо ли отвернуться от Европы? Это смотря куда при этом повернуться. Если к внутреннему развитию – то хорошо. Но для этого нужно явно поменять приоритеты с монетизации и накопления денежного богатства на другие – создание материальных и научных продуктов. А для этого нужно поменять социальную ориентацию, сделать акцент на бесплатном и качественном образовании, бесплатном и качественном здравоохранении, мощной науке – от фундаментальной до прикладной – и на мощном производстве. Ничего не напоминает? А это значит, как минимум, что сверхприбыли от природных ресурсов должны инвестироваться, а не оседать на счетах горстки собственников. Пойдут ли на такое эти самые собственники? Знаете, были в истории примеры. Но о них нынче не любят вспоминать любители хруста французских булок.

– Испытываю двойственные чувства, когда слышу такое от замглавы Совбеза и бывшего президента Дмитрия Медведева, – рассказывает координатор партии «Другая Россия Э. В. Лимонова» * Андрей Дмитриев.

– Вопрос о смертной казни не прост. Педофилов и торговцев наркотиками в крупном размере конечно надо казнить. Но, учитывая, что суд у нас очень ангажирован, возрастает риск судебной ошибки.

В эти дни создается новая реальность и мы пока не вполне понимаем ее контуры. Но определенную сторону нужно занять. Сейчас война и нужно делать выбор, наш выбор безусловно с Государством Российским.

А насчет международных отношений – нас поддержала КНДР, министр иностранных дел высказался, что «произвол США привел к конфликту на Украине». Рад, что страна Чучхе за нас, и вот это нужно учитывать. Солнце восходит на Востоке, как еще евразийцы и Лев Гумилев заповедовали, на Западе ловить нечего.

* Не зарегистрирована Минюстом РФ